Главные вкладки

    Педсовет "Моделирование комфортной РППС в ДОУ"
    методическая разработка

    Будник Ирина Александровна

    Тематический педсовет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tematicheskiy_pedsovet_modelirovanie_rpps.docx31.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

    Тематический педсовет

    «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

    Подготовила и провела:

    старший воспитатель Будник И.А.

    2016 год

    «Моделирование  комфортной

     развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

    Форма проведения: «Телемост»

    Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения. Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении. 

    Задачи:
    1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах.

    2. Провести самоанализ состояния предметно-развивающей среды группы каждым педагогом.
    3. Прогнозирование вопроса моделирования среды.

    Предварительная работа:

    1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.
    2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
    3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
    4. Разработка протокола самоанализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОО.

    План проведения педсовета:

    1. Организационный момент.

    - Упражнение «Грецкий орех»

    - Сообщение темы и цели педсовета.

    - Вступительное слово заведующего, актуальность темы.

    2. Сюрпризный момент (появление героя «Телемоста»)

    3. Теоретическое обоснование темы педсовета.

    4. «Телемост»:

    - Разгадывание кроссворда

    - Игра «Вопрос-ответ»

    - Игра «Дизайнер»

    - Справка по итогам самоанализа по созданию РППС. 

    5. Принятие решения педсовета.

    6. Рефлексия.

    Ход педсовета

    1. Организационный момент.

    Упражнение: «Грецкий орех»

    Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

          Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

          Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно, необходимо уметь находить в каждом ребенке его уникальность, его привлекательность, даже пусть у этого одного будет всяких «неровностей» намного больше, чем у других.

    Сообщение темы, цели и задач педсовета.

    Ведущий: Уважаемые педагоги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего учреждения, построению развивающей предметно – пространственной среды.

    Вступительное слово, актуальность темы. 

          Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

            Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

          В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. 

    1. Сюрпризный момент.    

    Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Мери Поппинс.  

    Мери Поппинс: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я занимаюсь воспитанием детей уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышала я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.  

           И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?

    Ведущий: Ну, что ж, попробуем Вам объяснить.

    3.Теоретическое обоснование темы педсовета.

          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая бы выполняла функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную.  

          Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться использовать инновационные подходы к построению пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая среда в группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, его эмоциональное состояние.

           Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для личностно-ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья - важнейшие задачи современной педагогики. При построении РППС  групп   несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования образовательной программы, нормы СанПиН и т.д.

    Мери Поппинс: Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.  

    Ведущий: Конечно, на современном этапе перехода в инновационный режим развития нам диктуют необходимость пересмотреть подходы к организации комфортной РППС.

         Задача педагогов состоит в умении моделировать РППС, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности в свободном выборе, создать  условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

          Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

           Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
         Но у современных детей, как и у детей, которые были 10-20 лет тому назад, основным видом деятельности была и остается игра. Поэтому при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

          В среде через игровую деятельность дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Но самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Чего очень не хватает современным детям часто из-за чрезмерной опеки взрослых, рассмотрения ребенка со стороны взрослого не как партнера (субъекта), а как объекта, которого должны обязательно научить, обязательно что-то дать и непременно спросить с него, пусть даже этого он не хочет в данный момент. А среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявления творчества и самодеятельности.

    Мери Поппинс: А самостоятельность и самодеятельность в чем?

    Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)

    Игровой,

    Двигательная активность

    Коммуникативная деятельность

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Восприятие художественной литературы и фольклора

    Продуктивная деятельность

    Музыкально-художественная деятельность,

    Трудовая деятельность,

    которые пронизывают все образовательные области.

    Мери Поппинс: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь?  

    Ведущий: Конечно, давай мы Вам поможем.

     Воспитателям необходимо внимательно посмотреть видео как играют или занимаются дети и угадать, какое требование наиболее существенно выражено в данном видео.

    1: полифункциональность - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

    2: доступность -  свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

    3: насыщенность 

    1. безопасность
    2. трансформируемость
    3. вариативность

    Мери Поппинс: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду. Если вы все знаете, давайте поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ».

    Игра «Вопрос-ответ»:

    1. На сколько и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?

    (активная зона, рабочая зона и спокойная зона).

    2).  Что относится к продуктивным видам детской деятельности?

    (конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.)

    3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?

    (активная зона).

    4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне?

    (книжный уголок, релаксации, мини-музеи).

    5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).

    6).Какие отличительные признаки должна иметь среда групп?

    Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

    1.Для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
    2.В группе четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
    3.В отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
    4.В старшем дошкольном возрасте чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д.
    Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.

    Ведущий: А сейчас я предлагаю воспитателям поиграть в игру «Дизайнер».

    Игра «Дизайнер»:

    Педагоги разбиваются на группы. Каждой группе раздается лист бумаги  и макеты элементов РППС (для всех групп одинаковые обозначения). Лист бумаги – это пространство группы, на котором обозначено расположение двери и окна. Задача педагогов каждой группы расположить имеющиеся элементы среды в соответствии с требованиями ФГОС. После выполнения макеты групп вывешиваются на мольберте, рассматриваются и обсуждаются.

    Мери Поппинс: А в вашем детском саду среда полностью соответствует требованиям ФГОС?

    Ведущий: К сожалению, нет. 

    Справка по итогам самоанализа педагогов.

    Ведущий: Но создать соответствующую среду в группе это не все, надо уметь взаимодействовать воспитателю с детьми с максимальным использованием данной среды.

    Мери Поппинс : Да, над многим придется вам поработать, но я думаю, что у вас все получится, потому что педагоги всегда были самыми творческими людьми.

    Ведущий: Как раз пришло время,  принимать решение и начинать воплощать его в жизнь.

    Проект решения:

    1. Принять к исполнению рекомендации по справке контроля:

    1.1.Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среды в группах ДОУ (по результатам самоанализа педагогов), используя предложенные творческие находки, привлекая родителей:

    - Для развития сюжетно-ролевых игр в группах пополнить среду предметами-заместителями, театральными шапочками, а также разнообразить имеющиеся музыкальные инструменты покупными либо самостоятельно изготовленными.

    - Пополнить уголки для продуктивной деятельности фломастерами, восковыми карандашами, различными видами бумаги (кроме белой еще тонированной, цветной разного вида (бархатной, гофрированной), бумажными салфетками, материалами для свободного занятия детей лепкой, аппликацией. А также оборудованием для нетрадиционных техник: шаблонов, штампов, трубочек и т.д. Во всех группах пополнить данные уголки наглядным материалом (картинами, соответствующими тематике программы, иллюстрациями, фотоиллюстрациями и т.д.).

    - В группах пополнить уголки экспериментальной и опытно-

    исследовательской деятельности приборами-помощниками, медицинскими материалами, разнообразными сосудами из различных материалов, техническими материалы и утилизированные материалы, обеспечить наличие образно-символического и нормативно-знакового материала, познавательной литературой - тематическими альбомами, продумать организацию мини-музеев, а также создание различных коллекций.

    - Для обеспечения содержательной насыщенности необходимо в течении

    учебного года по возможности пополнять уголки отсутствующими материалами, привлекать родителей к их самостоятельному изготовлению, если таковое возможно.

    1. Воспитателям групп продумать в соответствии с требованиями расположение зон в группе: рабочей, активной, спокойной.
    2. Создать предметную среду групп более гибкой и динамичной, дающую возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми).

    (Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок: до конца учебного года)

    Рефлексия:

    Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

    БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

    СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…)

    БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

    МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

    Итог.

    Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

          В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

         И всегда педагогам необходимо помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

        Желаю всем творческих успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет "Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ"

    Педагогический совет в форме деловой игры "Педагогический пробег", даны материалы тематического контроля к педсовету....

    Рекомендации для воспитателей:"Создание комфортной обстановки облегчает протекание адаптации детей"

    Создание комфортной обстановки в группе, достаточное количество игрушек и дидактического материала, имеет огромное значение для облегчения течения адаптации, а так же снятию психоэмоционального напряж...

    "Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду" (из опыта работы)

    каждый ребенок для своих родителей величайшая ценность и поэтому очень важно чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и дома, и в детскому саду; был в согласии с окружающим его миром......

    «Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей».

    Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале...

    Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...

    РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

    «Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

    laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...