«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей».
статья на тему

Береговая Наталья Владимировна

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc2_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей».

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.

В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери – как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей.

Мы уверены, в душе педагога должно быть место для родителей воспитанника. Мы должны понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование потребности здорового образа жизни. Мы считаем, что проблема оздоравливания, воспитания и развития – кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени - дошкольный период.

В работе по развитию личности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны участвовать, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, ДОУ, где ребенок проводит большую часть активного времени. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.

Исходя из цели дошкольного учреждения, мы сформулировали свои задачи таким образом:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительные и партнёрские отношения с родителями.

Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы.

Для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья для нас не должна выступать как объект воздействия. Мы объясняем родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:

Изучение потребностей родителей в образовательных услугах.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

В основе реализации данных направлений детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников мы разработали модель взаимодействия педагога с родителями. В модели мы выделили шесть основных этапов, в которых перечислены конкретные мероприятия на учебный год. Содержание их меняется ежегодно.

Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, мы сделали вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье:

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие.

Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.

Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Исходя из этого, детский сад, на фоне углубляющегося кризиса семейных отношений, рассматривается «оазисом» покоя и эмоциональной передышки.

Для эффективного взаимодействия с семьей мы первоначально изучаем её. На наш взгляд, важным моментом остается первое впечатление, которое не всегда может соответствовать ожидаемым результатам.

Родитель пришел к нам со своей точкой зрения. Мы её не ломаем и не навязываем свою, а используем методом убеждения, сравнения, показа, рассказа, заинтересованности, привлечения, а уже затем убеждения.

Главным местом встречи с родителями мы стараемся выбрать приёмную комнату.

Основные принципы, которых мы стараемся придерживаться в работе с родителями:

Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.

Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

Способность к оказанию психологической поддержки.

Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.

Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме.

Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.

Искренне желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.

Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.

Для выстраивания дальнейшей работы мы проводим анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, мы вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем и планируем свою работу с ними.

Цель совместных мероприятий – сотрудничество с семьей и обогащение социального опыта детей.

Педагогические разработки по теме «Досуг – как средство формирования ЗОЖ» несут первоначальные установки на здоровый образ жизни, развитие творческих способностей детей. В дошкольном возрасте лучше всего это донести через игру, сказку, развлечения, досуг совместно с родителями.

Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение.

Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется – «образ семьи».

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.

Литература

Здоровый малыш: программа оздоравливания детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Берсеневой.-М.:ТЦ «Сфера», 2003 (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – Спб.: ИК «Комплит», 1997.

Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.:2004.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Дорохова, Е.В. Солобьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.

Козлова Л.В., Демеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты, лекции, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2004 (серия «Библиотека руководителя ДОУ».).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду" (из опыта работы)

каждый ребенок для своих родителей величайшая ценность и поэтому очень важно чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и дома, и в детскому саду; был в согласии с окружающим его миром......

«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду для приобщения детей к здоровому образу жизни».

Статья на тему: "Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду для приобщения детей к здоровому образу жизни".- что такое ЗОЖ?;- формы работы с родителями для решения поста...

«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду» (из опыта работы).

Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценност...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в детском саду»

Работники дошкольных учреждений задумались, как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса. Они обязаны заложить основы физическ...