Воспитание устойчивого произвольного внимания у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

Проблема воспитания устойчивого произвольного внимания у детей 6 -7 лет является одной из важнейших в дидактике школы и детского сада. Роль внимания для воспитания и обучения подчёркивал ещё К.Д. Ушинский, считал, что его мерилом и показателем развития, воротами для всего, что входит в душу ребёнка: «Мы не скажем ничего лишнего, если выразимся, что даже вся главная цель воспитательной деятельности состоит в том, что сделать воспитанника внимательным к серьёзным и нравственным интересам жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание устойчивого произвольного внимания у детей 6-7 лет»

Проблема воспитания устойчивого произвольного внимания у детей 6 -7 лет является одной из важнейших в дидактике школы и детского сада. Роль внимания для воспитания и обучения подчёркивал ещё К.Д. Ушинский, считал, что его мерилом и показателем развития, воротами для всего, что входит в душу ребёнка: «Мы не скажем ничего лишнего, если выразимся, что даже вся главная цель воспитательной деятельности состоит в том, что сделать воспитанника внимательным к серьёзным и нравственным интересам жизни».

«Всё развитие человека умственное и нравственное выражается в направлении его внимания»….

Вот поэтому  мы и решили взять этот вопрос на практическое воплощение. Конечно, уделяли воспитанию внимание, определённое место в своей работе  и раньше  (в средних, старших группах), а в подготовительной  группе начали более углубленную работу, отличающуюся спецификой, воспитывали у дошкольников устойчивое внимание с помощью дидактических игр и специальных упражнений.

Дидактические игры вызывают интерес детей, развивают сосредоточенность, произвольное внимание, способствуют развитию умения действовать в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми группы. Используя дидактические игры, мы можем ставить ребёнка в ситуацию выполнения малоинтересных заданий, но с игровой мотивацией. Ребёнок в дидактической игре действует на высшем уровне своих возможностей. Воспитывая внимнаие, мы учитываем следующие моменты:

  • Не вызвать утомление, не следует давать однообразных заданий.
  • Задания должны быть разнообразны по форме и содержанию.
  • Периоды умственной активности чередовать с паузами активного отдыха.
  • Перед занятием устранять возможные раздражители.

В своей работе мы использовали исследования доцента ГГПИ М.Н. Аксёновой. Исходя из теории внимания и имеющихся исследований в этой области, М.Н. Аксёнова выделяет следующие структурные компоненты внимания:

  • Применение словесной инструкции.
  • Удержание её по ходу работы.
  • Самоконтроль в процессе деятельности.
  • Самоконтроль при составлении результата деятельности  с данной инструкцией.

Таковы основные теоретические положения, которыми мы руководствовались. В своей работе мы поставили следующие задачи:

  • На основе наблюдения за детьми подготовительной группы выявить уровень развития произвольного внимания. В связи с этим установить, умеют ли дети принимать и удерживать задания, контролировать себя  в процессе деятельности и при получении результата.
  • Выделить детей с наиболее низким уровнем произвольного внимания с целью дальнейшего его формирования.
  • Провести работу по воспитанию устойчивого произвольного внимания у детей подготовительной группы.

Вначале мы провели работу по определению уровня внимания. В частности провели хронометраж (тщательная фиксация поведения ребёнка во время занятий – отвлечений, их количество, продолжительность сосредоточений).

Наблюдая за детьми, мы естественно обнаружили разницу в их поведении. Часто дети присутствуют на занятии  никому не мешая, но ничего не слышат, на вопросы отвечают невпопад.  Есть и такие дети, которые во время отвлечения не теряют связи с общей деятельностью, отвечают на вопросы, хотя их активность на занятии уменьшается в сравнении с желательной. Хронометраж показал зависимость произвольного внимания от характера деятельности. На занятиях по изодеятельности уровень устойчивого произвольного внимания выше, чем на занятиях по родному языку. Вероятно, это связано с заинтересованностью детей в выполнении предложенного задания, результаты которого видны на «лицо». Внимательно слушая – хорошо нарисовал, слепил, использовал новые приёмы рисования – рисунок доставляет удовольствие. Отвлекался, разговаривал во время объяснения – работа получилась неудачной, хуже, чем у других ребят. Дети воспринимают это болезненно. Выявлению детей с низким уровнем произвольного внимания способствовало проведение зрительного и слухового диктанта. Такие задания проводятся со всей группой. Детям предлагалось в течении 15 секунд посмотреть на образец аппликации, представляющий собой несложный узор из геометрических фигур, различных по цвету, форме, запомнить расположение, форму и цвет на узоре и составить у себя точно такой же. Мы напоминали детям, что для правильного выполнения задания, нужно внимательно посмотреть на образец, запомнить его и затем сделать точно такой же. Образец показывали 1 раз. После выполнения задания образец предлагался для равнения. Детям предлагалось многообразие форм по цвету, количеству, чтобы они не слепо выбирали данное им количество фигур, а думали, вспоминали увиденный образец, контролировали себя, удерживали инструкцию на протяжении всего занятия.

Слуховой диктант – это аналогичное предыдущему задание.  Только вместо зрительного образца предлагалось словесное описание: «У каждого из вас есть листок в форме квадрата. На нём надо расположить такой узор – в уголках квадрата надо расположить синие квадраты, в середине листа – красный кружок, вокруг него (слева, справа, вверху, внизу) зелёные треугольники.

На общегрупповых занятиях использовали выполнение малоинтересного задания: написание бордюра. Дети в течении 15 минут должны писать на тетрадных листках в линейку простым карандашом бордюр, состоящий из чередующихся элементов:I-II-III-I-II-III и так далее система повторялась. Дети должны были сохранить поля и осуществить перенос.

В результате этой предварительной работы дети были условно разделены на 3 подгруппы:

I – дети с устойчивым произвольным вниманием в пределах, возможностей  этого возраста,  в начале года было 17 человек.

II- дети с неразвитым самоконтролем, часто отвлекаются, допускают многочисленные ошибки в заданиях. Оказалось 11 человек.

III- дети  с очень слабым произвольным вниманием, непринимающие задачу педагога или тотчас же теряющие её. 5 человек.

Исходя из того, что не у всех детей подготовительной группы было сформировано устойчивое произвольное внимание мы перешли к следующему этапу работы попытались осуществить формирование недостающих компонентов целенаправленного внимания у детей дошкольного возраста.

На общегрупповых занятиях обращалось внимание на выработку мотивации учебной деятельности. Наряду с познавательными мотивами (что-то узнать), формировались и нравственные  (научиться дисциплированно заниматься). После проведения занятия выделяли внимательных детей, устанавливали связь между правильно выполненным заданием  и внимательным поведением. При воспитании умения принять словесную инструкцию и удержать её использовали такие приёмы: расчленение общей задачи на ряд частных, повторение детьми задания, данного воспитателем.  То есть учили детей не сразу браться за работу, а повторять задание про себя, рассказать себе, проверить всё ли понятно. Или: один ребёнок повторял всё задание целиком, затем один начинал, а другой должен был продолжить, третий – следил за тем, правильно ли они повторяли. Всё это сосредотачивало внимание детей, заставляло следить за ответами товарищей.

Главное внимание мы обращали на использование дидактических игр в определённой системе.

Прежде всего усложняли правила игр в количественном отношении (увеличение количества предметов для рассматривания), а также в нарастании сложности правил и самих игр, сокращали время на выполнение задания. Если в начале учебного года в играх на внимание выдвигались 1-2 правила, то к концу года 4-5, постепенно возрастала трудность. Первоначально от детей требовалось, увидеть в игре, какого предмета не стало, что изменилось, к концу года – дети должны были принять указания педагога и совершить в соответствие с ним ряд действий с предметом, добившись определённого результата. Игры подбирались, как для упражнения отдельных компонентов внимания, так и для всех компонентов вместе, кроме того, отдельно для развития слухового и зрительного сосредоточения. Слуховому сосредоточению способствовали такие упражнения как счёт звуков, движений. Отложи на одну палочку больше, чем услышишь хлопков или сделай столько приседаний, сколько услышишь хлопков.  Чтобы научить детей выполнять подобные задания, использовались приёмы: проверка правильности выполненного задания, анализ работы товарища, выполняющего задание у доски. При проверке детям предлагалось: повтори вслух, какое задание было дано,  как сделал ты, сравни с заданием. Постоянное обучение детей рассказыванию себе, что и как надо делать, а потом уже выполнение задания привело к тому, что дети стали про себя проговаривать задание, вспоминая, что сказал воспитатель. Это помогало воспитанию сосредоточенности.

Для развития слухового сосредоточения мы использовали игры типа «Найди по описанию», «Что  случилось?», «Небылицы», «Эхо» и тд. Например игра «Найди по описанию» заключалась в следующем:  участвующие делятся на 2 подгруппы. Одновременно играют 2 детей. В игре используются 8 парных карточек, с вырезанными на них геометрическими фигурами. Один ребёнок стоит перед ширмой  и даёт словесное описание одной из карточек. Другой ребёнок по этому описанию должен найти карточку из 4 лежащих на столе.

Или игра «Что случилось?», например – скрипнула входная дверь, переставили стул, открыли дверцу шкафа, упал ключ, упал карандаш, раскатилась по столу мозаика. Эти игры требовали от детей повышенной слуховой сосредоточенности

Игра типа «Узнай, кто это или что это?» требовали от детей внимательно осмотра объекта, рассказа о нём, а другой ребёнок, не видя объект, по описанию должен был определить, что это.

Очень нравится детям игра «Небылицы», направленную на умение детей вслушиваться в текст, замечать небылицы, нелогичные ситуации. Для игры использовали произведения литературных произведений и русского народного творчества, например читали «Путаницу» К. Чуковского, стихотворения Я. Станчева «Это правда или нет?», «Шутка» З.Александровой и др.

Например Я. Станчев «Это правда или нет?»

«Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас,

Конь рогатый на лугу,

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь,

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Го – го – го» - пел соловей

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?»

Словесные игры: «Семья», «Чёрного и белого не брать», «Да и нет не говорить» и др. Также направлены на развитие слухового сосредоточения. Эти игры связаны с рассказом воспитателя. Каждый играющий получает роль или название цвета, овоща. Как только в рассказе называется соответствующий член семьи, цветок, овощ – ребёнок встаёт , кивает головой, снова садится. Если он непрореагирует на своё «название», он по указанию водящего становится за стул и ждёт, когда вновь будет назван в рассказе. Сначала рассказ ведётся медленно, делаются соответствующие паузы,  но постепенно темп рассказа ускоряется. Игры «Чёрного и белого не брать», «Да и нет не говорить» - сложнее. Здесь от детей требовалось не только умение слушать, но и определённая сообразительность. Отвечать на поставленные вопросы надо, не задерживаясь, не повторяясь.

Кроме детей III  подгруппы, все участники игр справлялись с данным заданием и редко ошибались. Дети со слабым произвольным вниманием  часто не реагировали на свои роли, в ответах повторяли за товарищами. Именно для этих детей замедляли  ход  рассказа, делали  небольшие паузы, чтобы они сумели сориентироваться.

Кроме развития слухового сосредоточения, использовались специальные игры для развития зрительного сосредоточения. Сначала проводилась игра «Посмотри и запомни». На столе размещаются разнообразные предметы от 4 в начале года, до 7-8 в конце, дети должны рассмотреть в течении 20 секунд, а затем закрыть и дети перечисляют предметы  в той же последовательности, в какой они были разложены.

Время рассматривания постепенно во второй половине года сокращается до 10 секунд. Для рассматривания и запоминания порядка расположения предметов, открытки  с доступным содержанием, геометрические фигуры.  Из I подгруппы дети запоминали 5 предметов в начале год, правильно указывали  последовательность и расположение. В конце года запоминали 8 предметов.

Из II и III  подгруппы дети вначале запоминали 3-4 предмета, не совсем точно указывали последовательность и расположение. К концу года стали запоминать 6-7 предметов, правильно указывая  последовательность и расположение предметов.

Развитию зрительного сосредоточения способствовали игры  «Кто больше увидит?», «Раз – два», «Найди такой же узор». Например в игре «Найди такой же узор», дети запоминают расположение геометрических фигур на предложенной карточке и выбрать такую же из 7-8 карточек, лежащих на столе в другом конце групповой комнаты. Чтобы облегчить детям выполнение задания, надо повторять  описание карточки, добиваясь последовательного называния фигур и расположение. Один ребёнок выполняет задание , а другие контролируют. В начале года половина группы детей не справиться  с этой игрой, смотрели карточки 2-3 раза, к концу года только 3 человека  не смогли справиться сразу.

В целях развития всех компонентов внимания использовали игры сюжетно-дидактические и без сюжета. Так, например, дети любят играть в игру «Мне не надо повторять». Ход игры: даём задание одному ребёнку, все остальные слушают и следят за выполнением, а затем обсуждают правильность выполнения. Задания предлагались разного характера: пойти в уголок природы, переставить цветы, взять поднос, положить на него шишки,  принести всё это на стол и тд.  Первое время дети имели 2 -3 поручения, причём связанные с выполнением в одном месте: в уголке природы, в уголке книги, в игрушечном уголке. Постепенно количество заданий увеличилось до 4 -5, а также давались задания, требующие перехода ребёнка из одного места в группе в другое.

   Очень нравилось детям игра «Поручения» (методика З.М. Истоминой), связанная с сюжетом: «Мама послала в магазин и велела купить: 3 свёклы, 2 репки, 4 огурца». Ребёнок брал сумку и шёл в магазин, который был устроен в группе для выполнения поручения. В этих играх успешно упражнялись все компоненты внимания. Ребёнок должен был принять задание  и точно в соответствии с ним выполнить, проверяя себя. Дети всей группы имели возможность контролировать себя и ведущего. В целях развития самоконтроля  при получении результата предлагали самому ребёнку проверять себя, вызывали детей, а также давали водящему карточку, где были нарисованы предметы, которые он должен принести (из магазина, с огорода, из дома), в той последовательности, о которой  ему говорили.

   В начале  года дети часто забывали поручения или придумывали свои. Почти все дети II  и  III подгруппы справлялись с тремя однородными заданиями, связанные с выполнением  в одном каком-то месте, дети третьей подгруппы могли выполнить только 2 поручения. Здесь также проявилось неумение удерживать словесную инструкцию взрослого. Когда дети стали успешно с ними справляться, было увеличено количество заданий разного характера. Детям первой подгруппы давали более сложные задания, привлекали их к оказанию помощи детям третьей подгруппы с целью научить их контролировать себя. Детей третьей подгруппы учили удерживать инструкцию, осуществлять контроль в процессе выполнения. Таким образом, использование дидактических игр позволило нам более успешно решать поставленные задачи по воспитанию устойчивого произвольного внимания.

Кроме дидактических игр  применялись и разнообразные задания и упражнения. Особое внимание уделялось детям со слабым произвольным вниманием. В часы отведённые для самостоятельной деятельности  детей, мы занимались с ними специальными упражнениями. Дети рисовали с натуры ветки в вазе, игрушки, и др. предметы, составляли хохломские узоры. В начале дети передавали лишь приблизительное сходство, не обращали внимание,  на расположение предметов друг относительно друга, на детали оформления тех или иных игрушек. Потом стали рисовать точнее. После рисования  с детьми разбирали точность исполнения их рисунков. Этим детям давали задание выполнить слуховые и зрительные диктанты, рассматривать картинки, предметы, рассказывать о них.

  Любили дети рассматривать картинки в детских журналах типа «Чем похожи?» или «Чем не похожи?», «Найди двух одинаковых», «Что нарисовано неправильно». Если сначала дети отвечали «одинаковых зайчиков здесь нет», «ничего я не нашёл», затем дети более сосредоточенно рассматривали картинки, и почти всегда давали правильные ответы.

  Со второй половины года мы стали использовать домашние задания. Они были нужны, потому, что дети не умели полноценно сосредотачиваться на задании без контроля взрослого. Домашние задания состояли в следующем: некоторым детям предлагали дома вечером дорисовать или долепить начатую работу на занятии в детском саду. А затем не просто доделать работу, а нарисовать например, свою любимую игрушку, предварительно выясняли вместе с ребёнком форму этой игрушки, цвет, характерные признаки, последовательность рисования.

  И наконец более сложное задание – детям предлагалось без помощи воспитателя пронаблюдать объекты, которые нужно было нарисовать. Например, нарисовать свой дом, здание, детский сад. Сначала дети второй и третьей подгруппы, как правило, не выполняли домашних заданий с первого раза. Им приходилось напоминать 2 -3 раза, и очень часто они приносили рисунок совершенно другого содержания. Постепенно, напоминая  детям о задании, повторяя его ещё раз, разбирая характер и последовательность его выполнения , мы приучили их выполнять данное задание правильно.

  В целях воспитания устойчивого произвольного внимания мы  использовали и длительные индивидуальные поручения, которые давались уже с начала года. Поручение ребёнок должен был запомнить и действовать самостоятельно в течении нескольких дней (количество дней увеличивалось постепенно). Инструкция данная воспитателем о ходе выполнения о ходе выполнения детьми поручения не повторялась. При подведении итогов учитывалось качество и точность выполнения поручения.

Поручения были такого характера:

  • Поливать растения, рыхлить землю в горшках, обрезать жёлтые листья;
  • Следить за порядком в уголке игрушек;
  • Следить за порядком в умывальной комнате: за наличием мыла, стаканчиков для полоскания, за аккуратностью развешивания полотенец, за тщательностью умывания.

Часть детей второй и третьей подгрупп в начале года забывали многие поручения или отдельные задания в поручениях. Дети второй подгруппы после напоминаний о необходимости выполнить данное поручение, нередко выполняли его лишь частично. Однако систематическая работа позволила уже к середине года научить большинство детей удерживать во внимание все задания и правильно их выполнять. Дети третьей подгруппы смогли выполнить поручения целиком. Система домашних заданий и длительных поручений использовалась для всех детей, но с учётом индивидуальных особенностей внимания каждого.

Большую работу над воспитанием устойчивого произвольного внимания детей проводила и с родителями. Провела родительское собрание на тему «Воспитание устойчивого произвольного внимание в семье детей 6-7 лет», часто беседовала с родителями о том чем мы занимаемся в группе, какую работу выполнить дома. В таком тесном контакте с родителями нам удалось достигнуть неплохих результатов.

  В результате проведённой работы  мы получили к концу года сдвиги в развитии произвольного внимания детей. Научились принимать инструкцию, удерживать её и действовать в соответствии с ней. 17 детей при выполнении заданий работали без отвлечений и не допускали ошибок по невнимательности. Некоторые дети иногда и допускают отдельные отвлечения и определённое количество ошибок, но по сравнению с началом года их произвольное внимание улучшилось.

 Итак, дидактические игры, индивидуальные специальные занятия и упражнения, а также домашние задания  в сочетании с методикой общегрупповых занятий  проходивших по ООП ДО позволили повысить уровень устойчивого произвольного внимания у детей группы. Эффективность решения данной задачи повышается при условии включения вопроса по воспитанию устойчивого произвольного внимания во всю систему  образовательной деятельности (по продуктивной деятельности, по трудовой деятельности, деятельность в семье).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...

Презентация на тему "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольногов возраста с нарушением зрения"

В презентации раскрывается значимость внимания, виды внимания, диагоностика произвольного внимания, упражнения на развитие произвольного внимания....

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с помощью графических диктантов

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать...

Презентация на тему :" Особенности формирования произвольного внимания у детей 4-5 лет."

Особенности  формирования произвольного внимания у детей 4-5 лет....

Воспитание устойчивого произвольного внимания у детей 6-7 лет

В публикации описан процесс развития и воспитания произвольного внимания у детей 6-7 лет при подготовке у обучению в школе, также приведён ряд заданий и упражнений для его развития....

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...