Игры и упражнения Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга
методическая разработка (старшая группа)

В материале представлены игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы, как педагогами так и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга

«Повтори позу» Ребенок должен повторить за педагогом позу (а затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

«Хасты» Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие - полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5-7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке.

 «Телесные фигуры буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигурок (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигурка нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. Аналогичное задание проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

«Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем вслепую предложите ему сначала ощупать материал двумя руками (одной рукой), а потом найти этот же материал или предметы из него (сначала этой же, а затем - другой рукой).

«Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но, что игральные «кости»: например, справа - наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа - бархатная бумага, слева - мех; справа ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.

 «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен наощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Усложнение игры: после того, как предмет узнан, Ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

 «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры  различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

а) Попросите ребенка наощупь опознать фигурку и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой. Затем смените руки.

б) Предложите ему с закрытыми глазами ощупать фигурку, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных, одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

«Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Ребенок должен - дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

«Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. Ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

«Лабиринт», Ребенок предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шатров или тропинок, «коридорчиков». К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

«Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.

«Найди   букву».   Предложите ребенку рисунок   с   буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

«На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.

В   другом   варианте   -   ребенок  сам   придумывает,   во   что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

«Письмо в воздухе». Педагог «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые ребенок должен опознать и назвать.

«Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного рода ошибки. Например, отсутствие или лишние штрихи в буквах.

Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

 «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Здесь задается два - три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.

«Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Педагог договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть). Слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). Слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки). Слово «огонь» - произвести вращение рук (повернуться кругом; изобразить костер).

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок  каждый должен присесть на корточки, на два - сделать «ласточку», на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...

Презентация на тему: Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения  как средство активизации межполушарного взаимодействия...

Дидактическая игра на взаимодействие правого и левого полушария.

Для повышения качества жизни необходимо тренировать свой мозг. От этого будет зависеть уровень нашей жизни.Мозг разделяется на два полушария, которые связаны между собой. Информация передается из...

Картотека упражнений для оптимизации и коррекции межполушарных взаимодействий

Картотека включает в себя упражнения, направленные на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий....

Коррекция межполушарного взаимодействия.

Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети пло...