Консультация для педагогов "Приемы фантазирования" (ТРИЗ)
консультация

Шмелева Галина Владимировна

Данный материал подготовлен в помощь педагогам по вопросам ТРИЗ технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 63 «Весняночка»

Консультация для педагогов

на тему: «Типовые приемы фантазирования (ТРИЗ)».                

                                                                                      Воспитатель: Шмелева

                                                                                     Галина Владимировна

Тольятти

        В основе фантазирования лежит творчество, т.е. процесс, который направлен на создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного, где объединяются объективное и личностное и  субъективное. Предпосылками к творчеству могут быть: умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению.

Творчество детей носит глубоко личностный характер- оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

Результат детского творчества можно рассматривать как самоценное произведение, обладающее художественной образностью, несущей в себе специфические черты понимания и отражения детьми представлений об окружающем их мире. Воображение строится на психологической основе, преобразовании полученного опыта. Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах, поскольку богаче полученные ими впечатления, знания об окружающей действительности, художественный и жизненный опыт, возможность самостоятельно выбирать  различные средства выразительности.

При развитии любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. Однако, считается, что спешить с показом приемов не надо, чтобы воплотить идею, нужно его образное наполнение, нужно, чтобы ребенок ясно представлял себе предмет или явление, которое захотел изобразить.

Свою работу по развитию воображения или фантазирования мы начали с использования игр- упражнений типа «Что это такое?» или «На что это похоже?». Воспитатель рисует на доске, например, круг и предлагает детям назвать, что это может быть, затем нарисовать названный предмет. Чем больше их будет названо, а затем нарисовано, тем лучше.

Также предлагалось нарисовать детям иллюстрации к потешкам, пословицам или поговоркам. Особенно детям нравится фантазировать на тему создания образов сказочных персонажей. Старшие дошкольники в процессе изображения сказочных персонажей часто прибегают к гиперболизации, то есть увеличивают отдельные части фигуры, тем самым подчеркивают характер изображаемого образа. Здесь можно использовать следующие темы: «Сказочное дерево», «Волшебный лес», «Сказочный сад», «Жар- птица», «Сказочный дворец», «Волшебные цветы», «Веселый поезд» и т.д.

По нашим наблюдениям особой «симпатией» у детей пользуется прием фантазирования

  • «Несуществующее животное», это когда хорошо знакомые детям объекты делятся на составляющие, а затем объединяются составляющие от разных объектов;
  • «Оживление- окаменение», неживое становится живым и подвижным;
  • «Увеличение- уменьшение», изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Так же нами в работе с детьми в системе используются и другие типовые приемы фантазирования:

  • Прием «Преобразование признаков времени»;
  • Прием «Специализация- универсализация»;
  • Прием «Наоборот».  

Здесь очень важно поддерживать интерес ребенка, желание творить, ведь очень часто у него возникают разного рода затруднения, которые могут съиграть не самую положительную роль. Педагогическую задачу мы видим в том, чтобы вовремя выяснить подлинную причину затруднений каждого воспитанника и направить его на преодоление трудностей. Преодоление трудностей вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности, что является залогом успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...