Мастер-класс «Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости!»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchenko_master-klass_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости!»

Воспитатель:

Мальченко Л.Н.

Цель

Актуализация проблемы дорожно-транспортного травматизма.

Задачи

- Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.

- Формировать у родителей практические навыки безопасного поведения на дороге.

- Способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно применять правила дорожного движения.

Предварительная работа

Консультация «Родители, будьте бдительны!»

Выставка совместных творческих работ «Дорога и дети!»

Оформление стенда «Дорожно-транспортный травматизм!»

Разработка памятки «Безопасность на дороге в ваших руках!»

Оформление презентации «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге».

Выставка художественной литературы «Ребенок на дороге!»

Оборудование

Презентация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге».

Цветные флажки (красный, желтый, зеленый).

Макет дороги  с моделями строений, автомобилей, знаков, людей.

Карточки с дорожными ситуациями.

Фишки со знаком «+».

Комплекты карточек (красная, зеленая, желтая) на каждого присутствующего.

Памятки «Безопасность на дороге в ваших руках!», «Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?»

Сценарий проведения мастер-класса

Дорогие друзья! Здравствуйте! Сегодня мы собрались с вами в нашем уютном зале, чтобы побеседовать на очень важную для всех тему: как обеспечить безопасность - свою и своих детей - на дорогах большого города.

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на дороге дисциплинированным. Как показывает статистика, четвёртая часть от общего количества ДТП с участием юных пешеходов относится к детям дошкольного возраста. Анализ всех происшествий с детьми показал, что нашим детям опасно быть участниками дорожного движения и в качестве пассажира, и в качестве пешехода. Дети не соблюдают правила дорожного движения, не умеют ориентироваться в ситуациях на дороге, у них нет опыта, психологической подготовленности и, что самое главное, очень часто нет положительного примера перед глазами. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, - это прямой укор взрослым.

Центральная задача обучения Правилам дорожного движения в дошкольном возрасте - научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, готовность к эффективным, обоснованным действиям, т.е. к творческой, самостоятельной деятельности в любой дорожной ситуации.

Начиная с раннего детства, ребенку необходимо дать азы дорожной культуры. «Тогда для него в любом возрасте будет естественной культура поведения за рулем или на пешеходной дорожке», - говорит Р.Г.Бзегежева, талантливый педагог из республики Адегея. Все, что усвоит ребенок в этом возрасте, прочно останется у него в памяти.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДЦ обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется - навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать при проведении игр по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Но если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложиться на ваши плечи.

Сегодня мы предлагаем вам выработать единую педагогическую позицию в решении этой проблемы между педагогами группы и вами - родителями. Единство наших и ваших требований к детям - это условие нашего успеха и безопасности наших детей.

Цель нашей совместной деятельности – формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Для достижения цели необходимо решать такие задачи:

- обобщать знания о правилах дорожного движения;

- знакомить с необходимыми действиями в случае опасности;

- формировать представления о способах безопасного поведения на дороге;

- развивать осторожность и осмотрительность.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется  с учетом основных принципов:

1)  Принцип доступности 

     учитывает возрастные особенности и возможности детей      

     дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием    

     возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического    

     материала.

2)  Принцип систематичности и последовательности

     Только при систематичном и последовательном изложении материала

     возможно усложнение и закрепление полученных знаний.

3)  Принцип повторяемости материала

     Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут    

     откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А  

     их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные

     эмоции.  

4)  Принцип наглядности

     При организации работы постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии.

5)  Принцип включение в деятельность

        Предполагает интеграцию задач в разные виды деятельности детей (игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, трудовую, чтение художественной литературы).  

6) Принцип динамичности   

        В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к дошкольникам.

        Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

        Для успешной работы по данной проблеме следует обратить внимание на такие важные моменты как:

- необходимость заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасного поведения на дороге;

- необходимость ввести правила дорожного движения в повседневную жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать умение применять эти правила;

- необходимость помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником информации, методом воспитания и обучения. С ее помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, строительные, настольно-печатные, словесные и другие. Исследователями установлено, что магистральная линия развития дошкольников проходит через игру, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. В каждой игре решаются определенные педагогические задачи.

В своей деятельности по формированию основ безопасного поведения на дороге мы используем следующие игры:

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- дидактические компьютерные игры.

Сюжетно-ролевые игры В сюжетно-ролевых играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка на дороге. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Дети играют в такие игры как «МЧС», «Дорога», «ГАИ». В ходе игр разворачиваются различные игровые сюжеты: «Дети играли в футбол и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек побежала за мячом…», «Водитель автобуса нарушил правила движения, поехал на красный сигнал светофора…». Во время руководства игрой дошкольников взрослый не должен брать ведущую роль на себя, ему нужно быть «грамотным подсказчиком действий» (Например, иргая в «МЧС», взрослый может взять на себя роль «случайного прохожего», который в игровой форме будет подсказывать необходимые действия). Сюжетно-ролевые игры дают ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев).

Для безопасности детей на дороге необходимо формирование у дошкольников специальных двигательных навыков, а именно: ребенок должен уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещении предметов, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого.

Для формирования двигательных навыков дошкольников мы исполбзуем подвижные игры («Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!»)  мы используем для формирования  

        Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп!», играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие продвигаются вперед. Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь. Данная игра способствует развитию у детей внимания, быстроты реакции, умения действовать в соответствии с цветовыми сигналами.

Дидактические компьютерные игры («Светофор», «Что лишнее?», «Ездит, плавает, летает...», «Сложи автомобиль», «Сложи пароход», «Сложи самолет», «Оживи улицу», «Найди ошибки», «Поезд», «Путаница», «Поставь фишку», «Силуэт», «Дорожное лото») ставят целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Они способствуют развитию у дошкольников наглядного представления о дорожном движении, позволяют закреплять знания дошкольников, полученные в ходе экскурсий, бесед, наблюдений, высказывать собственные суждения.

Например, цель игры «Дорожное лото» - закрепить знание дорожных знаков, упражнять детей в умении обобщать, классифицировать их на предупреждающие, запрещающие и знаки сервиса.

Играть в игру могут от 2 до 4 человек. Каждому раздается большая карта. Играющие по очереди бросают кубик. Если выпавший цвет кубика и карты совпадают, то из мешочка такого же цвета берется одна круглая фишка. Если изображенный на ней знак есть на большой карте, то она ставится на место, если нет- то пропускается ход. Выигрывает тот, кто первым закроет все большие карты.

         Цель игры «Силуэт» - закрепить знание составных частей грузового и легкового автомобиля, развивать понимание отношений « целое и его части», творческое воображение. В ходе игры с  помощью геометрических фигур одного цвета – квадраты, круги, прямоугольники, треугольники ребенок составляет силуэт автомобиля. Усложненный вариант: Можно предложить ребенку аккуратно обвести получившийся силуэт и дорисовать его деталями: окна, фары, бампер и т.д.

 В ходе комьютерных игр активно воспитываются такие качества ребенка, как умение соблюдать правила, подчинять им свое поведение.

Имитационная игра

Уважаемые родители! Сейчас мы с вами в игровых сиуациях рассмотрим применение предложенных  приемов.

Поиграем в подвижную игру «Светофор». Эта игра помогает развивать внимание дошкольников, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов; закрепляет навык выполнять определенное действие на определенный сигнал.

        Уважаемые родители, вы будете выступать в роли детей. Давайте построимся на одной линии и начнем игру. Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (флажки):

- когда я показываю красный флажок, вы стоите на месте без движения;

- когда я показываю желтый флажок - вы хлопаете;

- когда я показываю зеленый флажок - вы шагаете на месте. 

(Игра проводится 2-3 раза.)

А сейчас мы поиграем с вами в дидактическую игру «Оживи улицу». На столе стоит макет дороги, сделанный нами предварительно. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы дорога стала похожей на настоящую? Родители предлагают пополнить дорогу недостающими объектами - домами деревьями, людьми, дорожными знаками, автомобилями. Воспитатель приглашает несколько человек выполнить работу. В ходе выполнения работы воспитатель задает родителям вопросы (Почему вы ставите этот объект, знак, автомобиль... на это место?), родители отвечают (я ставлю автомобиль его на проезжую часть, потому что автомобили передвигаются по проезжей части дороги и т.д.).

Уважаемые родители, перед вами дидактическая игра «Поставь фишку». Рассмотрите дорожные ситуации и поставьте фишку со знаком «+» на карточки, где действия выполнены правильно. (Родители выполняют задание, после выполнения задания принятые решения обсуждаются).

Моделирование

        Уважаемые родители! Рассмотрите, пожалуйста, предложенные картинки с дорожными ситуациями и придумайте какие из вышеперечисленных приемов работы можно организовать, работая с детьми по данным картинкам.

Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я надеюсь, что она принесла вам пользу, и вы станете нашими помощниками в воспитании культурных пешеходов-дошкольников. Ведь дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движении, можно добиться больших успехов в воспитании детей-пешеходов, снизить дорожно- транспортный травматизм. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения! Чтобы вам было легче это делать, я предлагаю памятки «Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?» (Раздает памятки).

Успехов вам! Ведь отличное знание и соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности юного покорителя жизненных дорог.

Помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.

Рефлексия

Уважаемые родители! У Вас на столах лежат карточки.

Красная – все понятно и интересно!

Зеленая – понятно, но не очень интересно!

Желтая – не понятно и не интересно!

Выбирите и поднимите карточку!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал для родителей "Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!"

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ, ГОСТИ ПРАЗДНИКА!Приглашаем всех вас на Новогодний праздник,который состоится23 декабря в 16.30  [[{"type":"media","view_mode":"media_l...

Тематическое родительское собрание « Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!»

Цель. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми....

Консультация для родителей по Правилам дорожного движения "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости!"

Данная консультация содержит информацию по правилам поведения на дорогах во избежании детского травматизма....

Буклет по ПДД для родителей "Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!"

Буклет по ПДД для родителей "Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!"...

Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости.

Предложенная консультация даёт ответ на вопрос - что должны знать родители дошкольников о ПДД, о том, что должны и не должны делать сами взрослыепри движении по улице, при переходе, а также даёт подро...

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Консультация для родителей «Как научить ребенка безопасности на улицах, и дороге «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Профилактика несчастных случаев на дорогах и на улице взрослого и ребенка дошкольного возраста-Обобщить и систематизировать знания родителей об опасности на дорогах;-Развивать умение взрослых воспитыв...