Опыты в детском саду
план-конспект занятия (старшая группа)

Матавкина Екатерина Дмитриевна

 процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл experimentirovanie.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЛЁД И ЕГО СВОЙСТВА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (Познавательная деятельность)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Лёд и его свойства»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательная деятельность

3.

Виды деятельности детей

Познавательная, физическая

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение, беседа.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; проблемные, занимательные и игровые ситуации;

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Словесный: беседа на тему «Лёд и его свойства», загадки, физминутка

Наглядный: Кубики льда

Игровой: игра «Вода не вода»

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

6.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (4-5 лет)

7.

Цель

Обобщение знаний детей по теме «Лёд и его свойства» с помощью экспериментов.

8.

Задачи

8.1

 Создать условия для формирования представлений детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода

Создаём условия для формирования и представления детей о льде, о его свойствах

8.2

развивать умение детей решать проблемные задачи

Развиваем умение детей решать проблемные задачи

8.3

 воспитывать интерес к экспериментированию

Воспитываем интерес к экспериментированию

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затрудняются понимать разнообразные вопросы и отвечать на них

Следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Физминутка«снежинки»

загадки

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседа, оборудование и материалы


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

-Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть, давайте мы друг другу улыбнёмся, чтобы на протяжении всего дня у нас было хорошее настроение.

Давайте сядем за столы и посмотрим , что лежит на наших подносах

1.2

Мотивация деятельности детей

- Интересно, что это? (Это кусочки льда).

- Кто же мог нам его прислать? (Снежная Королева, Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, белый медведь и т.д.)

- Как вы думаете, зачем нам его прислали? (ответы детей)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

 - Скажите, а вы знаете, как появляется лёд?

- А где мы с вами встречаем его?

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).

- Какой лед на ощупь? (Холодный, гладкий, скользкий, мокрый).

- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный.Через тонкий кусочек  льда можно смотреть.)

- Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).

- Хрупкие  льдинки или нет? Можно ли ее  сломать? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).

- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).

- Почему лед тает в ваших руках? (Руки теплые, а лед тает в тепле)

- Из чего же получается лед? (Из воды).

- А как лед может получиться из  воды? ( Если воду поместить в холод, то вода замерзнет)

- Давайте попробуем, нальем воду в емкость, а когда пойдем на прогулку, вынесем емкость с водой на улицу и посмотрим, превратится вода в лед или нет.

- Лед – это замерзшая вода. А что же еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).

- Теперь отгадайте загадки, которые для вас приготовила Снежная королева:

1.Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось нег).

2. Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал (сосулька).

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лёд).

4. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле — тепло

(снежинки).

5. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной

(Сосулька).

6. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — тонкое стекло. (Лед.)

- Молодцы, все загадки разгадали!

                                                                     

2.2

Открытие (сообщение и приятие) нового знания

- Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?

Воспитатель показывает кусочки  цветного льда.

- Что это? (Это кусочки цветного льда.Его можно сделать,  добавив гуашь в воду и заморозив  её).

- Назовите, какого цвета лёд  получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

- Что мы можем сделать из этих цветных льдинок? (Составить узор, украсить горку на участке, развесить на улице на елку)

- Какой  узор можно составить из этих кусочков льда? (ответы детей).

- Выложите на подносах каждый свой узор, которым хотел бы украсить горку.

Дети выкладывают.

-Сколько цветов получилось в вашем узоре?

- Смотрите, какая красота у нас получилась. Думаю, ваши узоры  понравятся Снежной Королеве. Вашими узорами мы украсим снежные постройки на участке. - Молодцы! Все старались быть внимательными.

Опыт по растаиванию льда.

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).

- А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).

- Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).

- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).

- Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).

- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).

- Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).

- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).

- Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети внимательно слушают воспитателя .

Игра «Вода не вода»?

Беседа на тему «Лёд и его свойства».

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

  Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)

- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце.Если переходить реку по льду, надо быть очень осторожным…).

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?

- Молодцы!

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/ виды деятельности детей/мероприятия

Содержание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Опыт

Лёд в шубе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Делает ледяные кораблики

2.2

Ребенок по приглашению педагога                                            Индивидуальная работа

Разбор словарных слов по теме «Лёд и его свойства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея

В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и  боевой славы. Надеемся, что ...

картотека опытов в детском саду

Опыты, которые можно провести с детьми дошкольного возраста оформлены в виде картотеки...

Статья из опыта работы детского сада

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с  новыми утвержденными  Федеральным  Государственным Образовательным  Станд...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

Познавательные опыты в детском саду.

Познавательно - исследовательский материал для детей старшей группы «Мир вокруг нас»(Опытно-экспериментальная деятельность)  «Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробо...