Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Сорока Кристина Александровна

План по самообразованию на 2020-2021 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник»

План по самообразованию

на 2020-2021 учебный год

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель средней группы: Сорока Кристина Александровна

2020 год

Цели проекта:

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи проекта:

1.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

2.Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

3.Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Ожидаемый результат относительно детей:

У детей развиваются умения:

- активно познавать окружающий мир;

- применять разные способы детского экспериментирования;

- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

- уметь объяснять полученный результат;

Пояснительная записка

Китайское изречение:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю»

   Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Актуальность:

    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  

      Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как  развитие и активность мышления обнаруживаются лишь  там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

     Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к среднему дошкольному возрасту заметно нарастает.

      Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей подводят к выбору темы исследования.

Теоретическое обоснование:

 

    В работах ряда многих авторов подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на решение какой-то задачи.

     В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.

   Изучив все, я, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я выделила основные характеристики детского экспериментирования:

  1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
  3. Детское экспериментирование-стержень любого процесса детского творчества.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

       Выбрав тему «Развитие познавательных интересов дошкольников среднего возраста через опытно - экспериментальную деятельность», я изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.

Перспективное планирование по теме «Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста».

Тема

Содержание деятельности

Цели и задачи

Октябрь

«Узнаем, какая вода»

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

«Что в пакете?»

Материал: Полиэтиленовые пакеты.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

«Тонет-не тонет»

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Волшебница - вода»

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Цель: познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц

Ноябрь

«Снег и его свойства!»


Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

Цель: формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

«Хрустальные льдинки»

Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

Цели: познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности.

«Как воду превратить в лед»

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

Материал: банка с водой

Цель: познакомить со свойствами воды

«Снег – снежок»

Материал: снег, ведерки.

Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления.

Декабрь

«Плавает-тонет»

Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

«Волшебная бумага»»

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

«Посадка лука»

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц.

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага.

Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

Январь

 «Камушки – какие они?»

Материал: Картинки с изображением камешков,

Развитие восприятия,

коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления.

Легкий – тяжелый.

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала.

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Материал: трубочки, стаканы с водой.

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Февраль

Почему песок хорошо сыплется?

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

 «Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Надувание мыльных пузырей»

Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

 «Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

Март

Ветер.

Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Цель: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Материал: пластмассовые стаканчики, вода, спички.

Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

«Ткань, ее качества и свойства»

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

Цель.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

Апрель

Резина, его качества и свойства.

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм.

Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

«Волшебная водичка»

 

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

«Забавы жарким летом»

Игры с водой и песком на участке.

Цель: обобщить знания детей о воде и песке.

 «Сравнение песка и глины»

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Май

 «Вот какой песочек»

Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить

знания детей о свойства и особенностях песка.

Мокрый песок принимает любую нужную форму".  

Материал: тазик воды, песок.

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка

«Перо»

Материал: тазик с водой, пух.

Цели: формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха.

«Дождик» (игры с водой)

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Цель: закреплять свойства воды.

Вывод:

     Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

   В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

   Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего  дошкольного возраста»...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

 Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

laquo;Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»

Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста "В мире животных"

Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и...