Педагогический практико-ориентированный проект по духовно- нравственному воспитанию: «Мы - будущие волонтеры: технология обучения детей сочувствию, сопереживанию и милосердию».
проект (старшая группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Описание моей практики по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  практико-ориентированный  проект по духовно- нравственному воспитанию: «Мы - будущие волонтеры: технология обучения детей сочувствию, сопереживанию и милосердию».

Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.     Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Цель проекта: Организация в детском саду № 10 «Кораблик» волонтерского движения «Юные волонтеры » через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их  участие в добровольческих мероприятиях.

 Основная задача  проекта– это внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении, что включает в себя:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей  воспитанников детского сада №10 «Кораблик»;
  2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  3. Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;
  4. Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка  с активной жизненной позицией через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
  5. Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
  6. Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  1. Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  2. Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.
  3. Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
  4.  Развитие самостоятельности и ответственности;
  5.  Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя
  6.  Создание условий для реализации основных направлений ФГОС ДО, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
  7.  Развивать способность сохранения и преумножения значения семейных ценностей.
  8.  Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
  9.  Создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
  10.  Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019- 2020 учебного года.

Участники: воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, родители, дети старших и подготовительных групп, общественные организации города.

Методы: В ходе реализации проекта  по трудовому воспитанию мы использовали самые разнообразные методы и приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы: Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми: наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии; рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках; демонстрация: выбора инвентаря или инструмента; способа организации рабочего места; последовательности выполнения операций

Словесные приёмы: рассказ воспитателя, пояснения и советы; беседы: чтение художественной литературы.

Игровые приёмы: Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

Практические приёмы: совместное с ребёнком выполнение различных операций; поэтапная самостоятельная работа детей; исследовательский метод.

Технологии: Технологии критического мышления (синквейн), «Кластер» (ментальная карта), ТРИЗ, Здоровьесберегающие технологии

Содержание: Детский сад № 10 «Кораблик» - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада  расставлены в пользу нравственных идеалов.На первом этапе  работы мы столкнулись с проблемой, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, я в доступной для детей форме постаралась раскрыть понятие "волонтер", дала представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.

Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

Первой нашей акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на осеннюю тематику, поиграли с ними в игры. И теперь мы систематически посещаем малышей, дети стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, малышам. Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей- волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе (см.Приложение№1). 

 В процессе работы с детьми- волонтерами стараюсь создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использую такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.

Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, мною разработан план работы. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей. Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения в этом учебном году запланирована акцию посвященную 75-ой годовщине Великой Победы! – «75 белых голубей»

Результаты: Проведя анализ итогов нашей полученных на начальном и завершающих этапах, я сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер- класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности. Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им. Успешная реализация проекта может стать прецедентом  в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе,  милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого  вида и типа, при условии заинтересованных активных,  искренних, целеустремленных лидеров.     Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные  процессы  всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения  в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка. 

Список использованной литературы:

  1. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
  2. Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».
  3. Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
  4. Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.
  5. Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
  6. Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.
  7. Крюкова С.В.,Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М: Генезис 2002.
  8. Калинина Р.Р Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.
  9. Журнал Обруч 2012 № 2.
  10. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.
  11. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.
  12. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

Интернет - источники:

  1.  http://www.efremova.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему "Уроки вежливости" для детей старшей группы 6 - 7 лет.

Представлен конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы 6 - 7 лет по теме "Уроки вежливости". На данном занятии, дети учатся анализировать свои поступки и...

Конспект итогового занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Добрые дети»

Цель: -формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;-социализация детей в условиях детского коллектива;-формирование духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного воз...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

" Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  “Детский сад №1 г.Камызяк&rdquo...