"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"
статья на тему

Жманкова Елена Андреевна

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Жманкова Елена Андреевна,

музыкальный руководитель муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 «Музыкальное воспитание — это воспитание не музыканта, а воспитание человека» (Василий Александрович Сухомлинский).

В настоящее время основной задачей  государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности  гражданина России.

Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской,  С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой и других педагогов. 

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • художественно - эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительную деятельность;
  • Конструктивно-модельную деятельность;
  • Музыкальную деятельность.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства, формирует моральный облик человека. Воздействие музыки бывает иногда сильнее, чем уговоры и указания, она побуждает к сопереживанию, эмоциональному отклику. Музыка оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие, т.к. музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не развивает эстетический вкус и не способствует формированию духовной культуры. Современные дети зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую  аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры, поэтому в нашем дошкольном учреждении и семье мы  организовываем целенаправленное и осознанное восприятие музыки.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Основные формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • праздники и развлечения;
  • тематические встречи;
  • мастер – классы;
  • музыкальные гостиные;
  • театрализованная деятельность;
  • выставки рисунков;
  • совместная деятельность детей и родителей.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, пальчиковых игр, частушек.  Дети проявят яркий интерес к обыгрыванию и театрализации сказок, поскольку  они знают содержание многих  литературных произведений. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Тематика и содержание этой деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключается в каждом литературном произведении.  Большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать эту деятельность в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость от совместного творчества. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектаклей, инсценировок.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Народная игра, игры – забавы, музыкальные, хороводные игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Повседневное общение детей с музыкой различной стилистической направленности помогает воспитателю детского сада насытить воображение детей в различных видах деятельности и режимных моментах, помогает организовать и украсить весь педагогический процесс. Приятно наблюдать, как на занятиях по слушанию музыки и дети, и мы, педагоги, существуем на единой творческой волне от очередной встречи с незабываемыми творениями В. Моцарта и А.Вивальди, П.Чайковского и М.Глинки, С.Прокофьева и С. Рахманинова, Г.Свиридова и Р.Щедрина.  Обращение к синтезу искусств осуществляется на «музыкальных гостиных», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины, «рисуют музыку». С энтузиазмом и вдохновением мы организовываем и проводим яркие, запоминающиеся различные тематические вечера, на которых дети учатся видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, ценить и понимать прекрасное.

Большое место в приобщении детей к традиционным  ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они помогают усвоению   детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Это «Осенины», «Веселая ярмарка», «Веснянка», «Русская береза», «День Земли». Одним из любимых праздников детей является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры». Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное  представления о нем, дает детям возможность понять глубокий смысл этого праздника. Поэтому и возникла идея в ежегодном проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. В этом году мы стали победителями областного конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений Сахалинской области «Современные подходы к проведению этнокультурного воспитания» в номинации «Проект» по проведению праздника «Масленица - блиносытница».

В духовно - нравственном воспитании большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной  войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Ежегодно в детском саду проводятся праздники, посвящённые «Дню Победы» «Дню Защитника Отечества», «Дню России»,  «Международному женскому дню»,  «Дню Матери», «Дню семьи, любви и верности» в честь православных святых Петра и Февронии, «Дню города».  Папы, мамы, дедушки и бабушки принимают активное участие  в   мероприятиях.  Мы являемся  неоднократными победителями  в конкурсах «Лучшее мероприятие для молодежи, посвященное Дню Победы». А так же наши дети стали победителями конкурса вокалистов и чтецов патриотической направленности «Юные таланты - 16» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Корсаковского городского округа, исполнив песню Г. Струве «Моя Россия».

Для взрослой аудитории: коллег - музыкантов, педагогов, родителей и общественности города стало традицией проводить мастер – классы, музыкально - поэтические салоны  с участием детей – воспитанников детского сада под названием «Волшебной музыки аккорды». Активно пропагандируя мировое классическое и эстрадное искусство, мы с музыкальным руководителем Нефедовой Тамарой Прокопьевной, являемся не только авторами сценариев и  ведущими, но  и исполнителями музыкальных  и поэтических произведений разного жанра и стилевой направленности: романсы и блюзы, джаз и современные популярные песни.

Большим праздником для нас становятся концерты артистов  Детской школы искусств. Они не только исполняют музыку и проводят с детьми интересные беседы, но и подготавливают концерты, в которых дети принимают активное участие: отгадывают загадки про музыкальные инструменты, читают стихи и играют на музыкальных инструментах.

 Взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка проходит через непосредственно образовательную деятельность, праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, консультации, рекомендации, круглые столы, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

Наши дети с радостью приходят в музыкальный зал, а вместе с ними частые и желанные гости — их родители, которые уже привыкли к совместным занятиям и праздникам, на которых мы поем, танцуем, импровизируем, музицируем, а дома они вместе рисуют Музыку. В этих трогательных семейных работах отражены их детские музыкальные впечатления. Есть у нас  постоянно действующая выставка детских и семейных рисунков,  под названием «Рисуем Музыку».

Родители, которые хотят, что бы их ребенок получал духовное образование, получал уроки добра и милосердия, чтоб у него был сформирован духовный стержень, который поможет ему в жизненных ситуациях, приводят своих детей в православные храмы, посещают воскресные школы.

На протяжении 20 лет мы тесно сотрудничаем с воскресными школами города Корсакова  - это воскресная школа Свято – Покровского монастыря и «Божья коровка» Свято – Вознесенского храма. Участвуя в крупных мероприятиях, посвященным церковным событиям, мы  осуществляем методическую и музыкальную помощь: в подборе музыкального репертуара, в организации и проведении русских народных игр, аккомпанементе церковных, духовных песен. Ежегодно проводятся такие мероприятия как: «Покров Божьей Матери», «Масленица», «Пасха», «Рождество Христово», «Троица» и другие.

В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на  духовно – нравственное развитие человека.

1. Актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи. Материалы региональной научно – практической конференции 25 – 26 мая 2006 года. Южно – Сахалинск, 2007.

2. Кулаковский Л. Музыка как искусство. - М.: Просвещение, 1990. - 138 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Смирнов М.А. - Эмоциональный мир музыки. - М.: Просвещение, 1990. -280 с.

5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.- ( Приложение к журналу «Управление ДОУ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....

Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

laquo;Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание –это наше будущее горе,это наши слезы.Это наша винаперед другими людьми&raq...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.

Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественное слово (из опыта работы)

Рассуждение о том, что художественное слово является средством воспитания моральных качеств личности дошкольников....