Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
статья по художественной литературе по теме

иксарь олеся

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3–7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.

В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. .

В группе преобладает средний уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для нравственного воспитания дошкольников, основой которого могут стать произведения художественной литературы.

Цель

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды.

Задачи:

1. Определить особенности нравственного воспитания детей.

2. Обосновать использование художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников  младшего  возраста.

3. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Я изучила литературу по данному вопросу и выделила для себя следующие аспекты.

Что такое нравственные чувства?

Нравственными называются чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Основная мысль, идея сказки выражена с помощью метода «активной наглядности». Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны

Важно, что сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.

Этапы работы:

1 этап - Констатирующий.

2 этап работы – Формирующий

3 этап работы – Контрольный

1 этап - Констатирующий.

Правильная организация предметной среды и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду. На данном этапе была создана оптимальная предметно – развивающая среда.

Имеется литературно - художественный центр.

Книги

Оборудование для театрализации и драматизации: ширма, костюмы для ряженья, разные виды театров (настольный, пальчиковый, бибабо)

Дидактические игры литературного содержания, с грамматическим содержанием.

2этап работы – Формирующий

Цель: планирование и разработка содержания предстоящей работы по формированию у детей нравственных чувств посредством чтения художественнолй литературы.

Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с социальными навыками.

Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать отношениям положительный, гуманистический характер, постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Разработана тематика нод, связанных с тематическим планированием.

Можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Во время чтения художественных произведений в соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Колобок», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», ; сказки народов мира «Два жадных медвежонка» (Венгерская). «Пых» (Белорусская), «У солнышка в гостях» (словацкая, а также авторские» Крошка Енот и Тот , кто сиди в пруду»Л. Мурр , «Ухти- Тухти» Б.Поттер.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

– Какая лиса в сказке» Кот петух и лиса»? – спрашивает педагог.

– Хитрая, умная, жестокая, – говорят дети.

– И только-то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, выманивает петушка из домика и уносит его в себе в нору. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Разве хорошо поступили между собой медвежата»? » (сказка Два жадныйх медвежонка»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков. Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня? » (занятие по сказке «Гуси лебеди»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель. зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова.

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалог  Зайц и Колобок сказка « Колобок»

Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы со сказками:

• Рассказ знакомой сказки по кругу.

• Театрализация сказки

• (по аналогии) .

• Узнай сказку по песенке героев

• Продолжи сказки.

Театрализация сказки на интегрированном занятии помогла вспомнить ее содержание, привлечь внимание детей к ее героям, к их эмоциональным состояниям, передать их с помощью мимики. Далее в форме беседы на основе содержания сказки решались вопросы ознакомления детей с понятием семья, их взаимоотношением, за примерами обращаюсь к опыту детей..

Важным средством воспитания является игра. На занятиях я использую много игровых упражнений. Например, игра «Хорошо - плохо». Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.

Для решения проблемных ситуаций, конфликтов, возникающих в жизни детей, использую режиссерские игры, приобщаю детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них. Таким образом, формирую и закрепляю понятие о нравственных поступках детей.

Литература

  • Артемова Е. И. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольна педагогика. – 2012. - №7.
  • Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, М., 2012.
  • Гарбуза Л.Г. . Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольна педагогика. – 2012. -№5.
  • Грибок В.В., Рыбакова И. А.  художественная литература как средство формирования социально- нравственного поведения детей дошкольного возроста // Дошкольная педагогика – 2013. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...

Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

laquo;Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание –это наше будущее горе,это наши слезы.Это наша винаперед другими людьми&raq...