Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
статья

Рындина Анна Павловна

 

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми»

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_hudozhestvennoy_literatury.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

«Наши дети – это наша старость. 

Правильное воспитание - 

это наша счастливая старость, 

плохое воспитание – 

это наше будущее горе, 

это наши слезы. 

Это наша вина 

перед другими людьми»

В.А. Сухомлинский

Проблема духовно- нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Причинами являются:

  • Отчуждение человека от духовной культуры и традиций.
  • Средства массовой информации влекут падение нравов и пропагандируют чужеродную для России культуру.
  • Криминогенность общества.
  • Экономическая нестабильность.
  • Социальная незащищенность населения.
  • Дегуманизация общества.
  • Утрата ценностных ориентиров общества, нравственный кризис населения.

Многолетние наблюдения за детьми показывают, что в дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. 

  • За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
  • Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
  • Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
  • Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
  • Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Они живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому. 
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, он узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"]. Но сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", и т.д.


Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание,  формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. 

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка так, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...