Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
статья (младшая группа)

Шейн Лилия Александровна

Как известно, период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития детей. И успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит и осязает окружающий мир. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. А для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Как известно, период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития детей. И успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит и осязает окружающий мир. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. А для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре. А поскольку игра – основной вид деятельности детей, ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Например, для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления, с детьми необходимо проводить различного рода игры-занятия. Можно приобрести различные пособия на цветовое восприятие «Подбери по цвету», или изготовить их самостоятельно. Например, «Помоги белочке собрать грибы», «Угости ежика яблоками», «Собери листочки», «Укрась елочку», «Подари снеговику снежинку».

Дети проявляют интерес к таким играм, с удовольствием играют в них. Если у ребенка с первого раза не получается правильно выполнить задание, то многократные повторения и зрительное сравнение позволяют ребенку в итоге выполнить задание правильно.

Очень положительно дети реагируют на похвалу их действий "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя елочка" и т. п., также это поддерживает их интерес и радостные эмоции от игр.

Существует большое количество игр на ознакомление с формой и величиной предмета. Играя в такие игры, дети, поначалу, путем проб и ошибок, подолгу манипулируют предметами, пытаются вставить большой круглый вкладыш в маленькое отверстие или наоборот маленький вкладыш – в большое отверстие, что, как правило, первоначально вызывает радость у детей, но затем, они замечают, что то-то не так. Постепенно от многократных хаотичных действий дети переходит к предварительному примериванию вкладышей, сравнивают величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Хотя, нередко, на первых порах, им все же не обойтись без помощи взрослого.

В конечном итоге дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Еще одна из любимых игр детей – «Чудесный мешочек». Дети с удовольствием достают предметы, называя их и показывая ребятам. Также вызывает интерес игра, когда предмета ребенок не видит, а лишь щупает его. Здесь подключается воображение, происходит совершенствование тактильных ощущений и восприятия.

 При систематическом включении сенсорного развития в деятельность детей, они начинают более свободно ориентироваться в основных цветах, формах, размере, внимание детей становится более сосредоточенным, возрастает речевая активность.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, потому что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Мастер-класс для родителей«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.Зна...