Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка

Старцева Татьяна Васильевна

Материал так же содержит рекомендации по выбору игрового материала к разным возрастам дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок»

143966, Московская область, г.Реутов

пр-т  Мира, дом 6

Тел: 8 498 6619993/6619963

     ИНН/КПП: 5012080056/504101001

    ОГРН: 1135012005446      

     email: detskysad.9@gmail.com

Доклад на Всероссийскую педагогическую конференцию

«ФГОС дошкольного образования: опыт, результаты, перспективы»

на тему:

«Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Старцева Татьяна Васильевна

Реутов, 2020г.

Игра – один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, сквозной механизм развития ребенка.

Игра, как самостоятельная деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, играет ключевую роль в формировании интеллекта ребенка и становлению психики. К.Д.Ушинский  доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет весте с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если кое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает из на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека».

Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут. Игрушка в данном случае выступает своего рода эталоном тех предметов, узнать назначение которых предстоит узнать ребенку  и освоить различные действия с ними.

         Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Игрушки могут быть разнообразными: купленные в магазинах или сделанные своими руками, но все они должны отвечать педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

Молодым родителям бывает сложно выбрать действительно полезную игрушку для своего ребенка из множества тех, которые сейчас предлагают им витрины магазинов и интернет ресурсы. Молодому неопытному педагогу бывает трудно ответить на вопрос родителей, какие игрушки нужны ребенку для его полноценного развития, ведь хочется выбрать нужную, а не бесполезную и дорогую по цене.

Важно понимать, что в каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные ( куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (различные машины, конструкторы), игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, набор игрушечных инструментов, набор инструментов для сада и огорода-одним словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы (квакающие лягушки; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Также необходимо приобретать для ребенка игрушки крупногабаритные, то есть те с которыми ребенок будет играть на улице, во дворе на просторной площадке. Такие игрушки, как самокаты, детские педальные автомобили, трактора, конструкторы из крупных деталей способствуют  борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве.

Все игрушки нужно группировать в соответствии с их размерами, габаритами. Своими размерами они должны соответствовать друг другу, росту ребенка и той обстановке, в которой ребенок играет. Сидя за столом ребенку будет удобнее играть маленькими игрушками: фигурками животных, собирать лего-конструктор, пазлы и т.п.  Для игры на полу понадобятся более крупные игрушки: большие кубики, крупные мягкие игрушки, крупные машины и т.п. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игры в песке лучше использовать игрушки среднего размера.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического и нравственного  воспитания ребенка. Нужно вызывать стремление у ребенка к коллективной игре, в которой он будет пользоваться всеми игрушками с другими детьми.

Так же важнейшим критерием для выбора игрушек является возраст ребенка. Чтобы ответить на вопрос, какая игрушка нужна ребенку в том или ином возрасте, необходимо понимать и учитывать возрастные особенности развития игровой деятельности. Игра в различные возрастные периоды претерпевает качественные изменения. Не следует покупать слишком много игрушек, ребенок просто с ними не справится. Но и слишком маленькое количество игрушек не предоставит ему возможности развернуть интересную игру.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками-ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, вызывающими радость, простыми, удобными и безопасными: всевозможные яркие погремушки с удобной ручкой, подвески, шуршащие коврики, на которые можно выкладывать ребенка. Когда у ребенка начнут резаться зубки, ему понадобятся всевозможные резиновые игрушки, игрушки-прорезыватели, ведь ребенок обязательно потащит их в рот. Когда малыш начнет ползать, необходимо иметь небольшой мяч или цилиндр со встроенным музыкальным прибором, такую игрушку будет интересно толкать и ползать за ней. Когда ребенок начинает ходить ему понадобятся кукольная коляска, с которой он быстрее освоит ходьбу. Затем ему понадобится каталка. Хорошо если каталка будет яркой, с движущимися деталями. Ребенок сначала будет ее толкать перед собой, а потом везти за собой, оглядываясь, поворачиваясь к ней.

К полутора годам ребенка заинтересуют разбирающиеся игрушки: матрешки, всевозможные пирамидки. Важно учить ребенка разбирать и собирать их. Также понадобится кукла в одежде, а также одеяло, подушку, чашку, тарелку.

Ребенок в этом возрасте учится подражать взрослым и его вполне заинтересует игра в куклу.

Двухлетнему ребенку необходимо приобрести большой автомобиль для перевозки кукол и других игрушек, несколько разных предметов столовой и чайной посуды, настольные игры.

Детям трех-четырех лет покупают мебель для кукол, кровать, стул, стол, игрушечную плиту с кухонной посудой, кубики, кирпичики, крупный конструктор –лего, чтобы ребенок пытался строить несложные конструкции на полу. Интересной игрушкой будет большой конь на качалке. Обязательно нужно иметь песочные формочки, совочек, ведерко и т.п. Для коллективной игры на воздухе-кегли, городки, крупные машины. Из настольных игр-домино с картинками, кубики, детское лото. В этом возрасте ребенок с удовольствием играет с механическими игрушками.

Детям пяти-шести лет добавляют две-три небольшие куклы, игрушечную бытовую технику. Усложняется и «машинный парк»-добавляются машины специального назначения (экскаватор, эвакуатор, пожарная машина, скорая). Хорошо, если у ребенка есть гараж с игрушечными машинами. Для игр в зоопарк необходимо иметь фигуры животных из разного материала и разных размеров. Нужен строительный набор, более сложный, чем прежде, различные конструкторы. Следует рекомендовать приобрести побольше настольных, развивающих игр, электронные викторины. Также для ребенка будут интересны музыкальные инструменты: детское пианино с микрофоном, гитара, всевозможные шумовые инструменты.

Детям семи лет уже понадобятся более сложные игрушки. Машины для детей этого возраста лучше покупать на пульте управления, обязательно с комплектом дорожных знаков, поскольку такой комплект будет способствовать более широкой амплификации развития ребенка. Очень интересны для детей этого возраста всевозможные летающие игрушки: самолеты, вертолеты.

Куклы должны быть разных размеров и с одеждой на разные сезоны. Обязательно, в игровом уголке должны присутствовать всевозможные логические игры, викторины, мелкие пазлы и т.п. Так же понадобится невысокий стол, где ребенку будет удобно играть в такие игры.

После семи лет, дети, как правило, сами выбирают себе игрушки, по своим интересам. Поэтому, при выборе игрушек обязательно должны учитываться  интересы детей.

Важно понимать роль игры и игрушки в жизни ребенка. Игрушка-это прежде всего необходимый инструмент, способствующий полноценному проживания детства, развития мышления и становлению психики ребенка.

Литература:

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком 3-е издание, 2012

2.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. 2004.

3.Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

роль игрушки в развитие детей дошкольного возраста

роль игрушки в развитие детей дошколтного возраста...

РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный обр...

Роль игрушки в развитии детей раннего возраста

Данная работа направленна на расширение представлений педагогов  об игрушке, как источнике развития и обучения детей. Она решает следующие задачи:- знакомство педагогов с особенностями, выбора иг...

Роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста.

Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности....