Роль игрушки в развитии детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Заболотная Анна Юрьевна

Данная работа направленна на расширение представлений педагогов  об игрушке, как источнике развития и обучения детей. Она решает следующие задачи:

- знакомство педагогов с особенностями, выбора игрушек;

- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек

- рекомендации по организации игр с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrushki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 21

города Россошь Воронежской области

Роль игрушки

 в развитии детей раннего возраста

подготовил воспитатель

 Заболотная А.Ю.

  1. Роль игрушки в развитии ребенка

Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Чем взрослее ребенок, тем интереснее ему становится подражать взрослым и страшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется.

 После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. 

Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья ("голым"). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза. Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы как неудобные, а так же твердые. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек. В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует.

 Игрушки - забавы - это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц - барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна - повеселить детей, создать радостное настроение.

2.Предметная деятельность и игра детей раннего возраста.

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры, у ребенка формируется предметная деятельность. Её отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка  с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. То есть активность ребенка с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.

Именно по этому все игровое пространство для малышей 2 летнего возраста насыщено предметами, игрушками. Особое значение в этом возрасте приобретает дидактическая игрушка. Поэтому в данной возрастной группе, доминирующую роль наряду с обеспечением общей двигательной активности приобретает развитие мелкой моторики рук в действиях с предметами (игрушками): шарами, кубами, кольцами, втулками, ….

В группе второго года примерно 2/3 игрового пространства насыщается дидактической игрушкой, которая предназначается для развития ручных умений, приобретения  сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих  различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.

Малыши  3 года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Роль  требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные»  задачи: врач должен уметь сделать укол или дать лекарство, летчик - провести самолет в воздухе,- значит, требуется какая – то условность, которая будет отличать игровое поведение ребенка в этой роли. Обогащают игру специальные аксессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы. Используют также элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для водителя, «трубочка» для врача, весы, муляжи для продавца).

Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится  для ребенка 3 года  ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр

с куклами и сюжетными игрушками.  

3.Методические рекомендации по организации игр с детьми раннего возраста. 

       В раннем возрасте создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации рекомендуется:

       • стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;

       • вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребенку от имени персонажа;

       • осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развернутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (укладывание игрушек спать, кормление, купание, прогулка и пр.);

       • побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;

       • поддерживать инициативные игровые действия ребенка;

       • наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку»;

       • включать игровых персонажей в режимные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста...

Роль игрушки в развитии ребенка раннего возраста

Влияние игрушки на развитие ребенка раннего возраста...

роль игрушки в развитие детей дошкольного возраста

роль игрушки в развитие детей дошколтного возраста...

Родительское собрание на тему: «Игрушки для развития детей раннего возраста»

Издавна для развития маленьких детей использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость   о значении игрушек в жизни детей.  В результате многочисленных психол...

Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста

Материал так же содержит рекомендации по выбору игрового материала к разным возрастам дошкольников...