Мастер-класс для родителей с использованием игрового комплекта "Пертра"
консультация

 Игровой комплект «Пертра» предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он разработан известным

 

педагогом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг».

 

Комплект Пертра смоделирован согласно концепции творческого формирования как ребёнка, так и самого педагога-психолога. Данный набор представляет собой широкое поле

 

«общения» ребёнка с деталями – манипулятивами под руководством педагога – психолога, учителя – дефектолога или логопеда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovogo_komplekta.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Тема : «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»

        Подготовила:

Учитель-дефектолог

Федюкина Е.В.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание мною уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.

Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, появившихся на российском образовательном рынке около 10 лет назад, и вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, стал игровой комплект «Пертра», разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростиг. Но, к сожалению, данный комплект долгое время поставлялся в образовательные учреждения без инструкции к применению, что снизило значимость пособия в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Комплект Пертра - интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том,что позволяет педагогу со стажем или начинающему педагогу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных и психических процессов, коррекцию его личностных проблем. При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук, развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры. Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.

В состав этого комплекта входят семь наборов игровых средств в чемоданах, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов.

Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению реч

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка.

Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками заполненными пластинами с углубления для построения дорог, машинками, куколками, шарами, кольцами для построения всевозможных пирамид, кубиками с отверстиями, вставными деталями, геометрическими фигурами разной формы величины и цвета. Имеются шнуры и веревки для нанизывания деталей, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по дорожкам-желобкам. Каждый ящик-набор имеет крышку, ручку. Его можно переносить к месту занятия. Главным достоинством материала является то, что использование деталей набора в играх и упражнениях позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит, дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический) получения информации из внешнего мира. Как известно, именно эта информация является фундаментом развития памяти, мышления, воображения.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с изучения каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали из одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

На занятиях доски-основы могут располагаться, как на столе, так и на ковровом покрытии, на полу.

Упражнение для формирования правильного дыхания, используя материалы чемодана №1.

Количество детей: 2 человека (подгрупповая работа).

Цели:

-формирование воздушной струи;

-совершенствование коммуникативных навыков;

-развитие навыков конструирования.

Описание: детям формулируется задание построить на доске-основе дорогу в форме букве «Н» из деталей, имеющих желоб. После выполнения конструирования детям предлагается установить по шарику разного цвета в каждую бороздку, в конце дороги устанавливается «гараж» (деталь «гантеля» желтого и красного цвета, куда и надо «пригнать» шарик.

Задание: направлять шарик дыханием, при этом дуть как можно медленнее. Обязательно следим за тем, чтобы щеки не были надуты, язык высунут.

Материал второго ящика позволяет обобщать, классифицировать фигуры, составлять целое из частей, производить исключение. Яркие фигуры очень привлекают детей.

Используя дидактическое оснащение третьего ящика, дети быстро учатся нанизывать детали на шнур по словесной инструкции, сортировать бусины, сравнивать их, чередовать по заданному образцу. Развивается восприятие, внимание, память и воображение ребенка.

Упражнение для развития мелкой моторики рук, используя материалы чемодана № 3.

Количество детей: 1 ребенок (индивидуальная работа).

Цели:

-развитие мелкой моторики руки;

-формирования умения анализировать и воспроизводить образец (с учетом заданных параметров: формы, размера, цвета);

-развитие зрительной памяти.

Описание: в доску-основу с большими отверстиями вставляем разделитель так, чтобы у нас получилась правая и левая сторона рабочего поля. На левой и правой части доски-основы вертикально закрепляем деревянный штырь средней длины. В левой части доски строим пирамиду, используя, например, такие детали, как большая и маленькая бусины, цилиндр, большое кольцо. Ребенку требуется построить точно такую же пирамиду, смотря на образец (младший возраст) или по памяти (старший возраст).

Открыв четвертый ящик, дети под руководством педагога создают сложные траектории, приобретают навыки моделирования пространства. Игры с конструированием объемного пространства очень нравятся старшим дошкольникам. Дети придумывают названия городам и странам, которые обыгрываются с большим желанием. Дети привыкают к правилам доброжелательного взаимоотношения при освоении малого пространства, учатся договариваться и согласовывать свои намерения.

Упражнение для развития зрительного внимания и зрительной памяти, используя материалы чемодана № 4.

Количество детей: 1 ребенок (индивидуальная работа).

Цели:

-развитие зрительного внимания и зрительной памяти;

-развитие мелкой моторики;

-формирование умения действовать согласно словесной инструкции.

Описание: в доску-основу с большими отверстиями вставляем разделитель так, чтобы у нас получилась правая и левая сторона рабочего поля. В левой части доски-основы, используя штырьки (4-5-6 штук, в зависимости от возраста ребенка, выкладываем произвольный узор. Просим ребенка запомнить расположение узора на доске. Накрываем левую часть непрозрачной тканью. Просим по памяти восстановить узор на правой части доски-основы

Упражнение на развитие навыков ориентировки и формирование навыка понимания предложно-падежных конструкций, используя материалы чемодана №4.

Количество детей: возможна индивидуальная работа (1 ребенок) или подгрупповая (2-4 ребенка).

Цели:

-формирование навыка понимания предложно - падежных конструкций;

-формирование навыка понимания и выполнения двусоставной инструкции

-развитие навыка ориентировки на микроплоскости, относительно какого-либо объекта.

Описание: берем коричневый квадрат, малый коричневый штырь и втыкаем в середину доски-основы с большими дырочками. Конструкция будет напоминать стол.Далее формулируем словесные инструкции:

А) возьми два бежевых флажка и закрепи РЯДОМ со столом;

Б) возьми один красный флажок и закрепи СЛЕВА от стола;

В) пропусти шнурок под столом и МЕЖДУ красным и бежевым флажком;

Г) положи флажок ПОД стол… и т.

С игровым материалом пятого ящика ребенок осваивает плоскостное пространство, ориентируется в нем, вырабатывает координацию движений – и при этом он просто играет. Магнитный штифт является прообразом карандаша, за которым следует сначала непослушный, а потом уже послушный металлический шарик. Развивается мелкая моторика кисти руки, межполушарные связи. Такая игра привлекает и развивает.

Дидактическое сопровождение шестого ящика позволяют детям приобрести начальные математические навыки:

Упражнение на развитие навыков ориентировки в пространстве используя материалы чемодана № 6 «Правила на дороге»

Количество детей: возможна индивидуальная работа (1 ребенок) или подгрупповая (2-4 ребенка).

Цели:

-формировать пространственные представления (верх—низ, лево—право)

Описание: Педагог дает задание построить дорогу,соблюдая ряд правил и ограничений: «Построй дорогу, начиная с левого нижнего угла, второй ряд начинай строить справа налево, третий ряд так же, как и первый, четвертый — скажи сам, откуда должен начинаться». При этом ребенок должен учитывать как горизонтальную закономерность, так и вертикальную – в вертикальных рядах пластины должны соотносится с горизонтальными пластинами фигурными пазами.

Активизация и развитие познавательных процессов при проведении занятий с использованием элементов комода Пертра в играх и упражнениях становится важнейшей целью развивающей работы педагогов ДОУ.

Систематическое использование набора, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает быструю положительную динамику развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"

Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"...

Мастер-класс для родителей по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" на тему "Зимние забавы"

Создать благоприятные условия для проведения мастер-класса, сплочения родительского коллектива; познакомить родителей с использованием игрового материала «Дары Фребеля» в детском саду....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»

На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...

Мастер- класс по речевому развитию с использованием игровых приёмов

Мастер- класс по речевому развитию с использованием игровых приёмовВ дошкольном детстве ведущим  видом  деятельности является игровая .Игра-это естественное состояние детей .Логично будет об...

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...