Способы развития творческих способностей старших дошкольников посредством рисования
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как  центральную  фигуру  образовательного  процесса  и  подчеркивает необходимость  уделять  особое  внимание  накоплению  опыта  творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых  ребёнок  реализует  свои  ценностно-смысловые  ориентации, формирующие его личностную культуру.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx78.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Способы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством рисования

     

                               

                                      Исполнитель: Гилязова Н.В.

Каменск-Уральский 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей посредством рисования у детей старшего дошкольного возраста

  1. 1.1 Теоретические подходы к изучению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  2. 1.2 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  3. 1.3 Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

  4. 1.4 Основные способы развития творческих способностей   детей старшего дошкольного возраста средствами рисования

  5. Список литературы

  1. Введение

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как  центральную  фигуру  образовательного  процесса  и  подчеркивает необходимость  уделять  особое  внимание  накоплению  опыта  творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых  ребёнок  реализует  свои  ценностно-смысловые  ориентации, формирующие его личностную культуру.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект развития творческих способностей детей дошкольного возраста.  

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Именно творческий подход к любому делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции подрастающей личности.

Сосредоточием аспектов  содержания  дошкольного  образования  во  всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует  проектировать  по  основаниям  компетентного  взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.

А это значит, что работа по развитию творческих способностей требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками, что позволит ребенку проявить  свободу творчества и самовыражения.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности». [2]

Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).

ФГОС ДО направлен на решение одной из задач (п. 1.6) «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности…»; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает «реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». [1]

Но, к сожалению, на практике мы столкнулись со следующими проблемами:

Процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является недостаточно раскрытым вследствие того, что в дошкольном возрасте у детей не до конца сформирована нервно-мышечная координация движений, что затрудняет их изобразительные возможности.

В общепринятой культуре нашего общества, среди родителей считается важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Но как показывает опыт наличие творческих способностей, умение использовать их в различных видах деятельности, в том числе в изобразительной деятельности, играет для человека немаловажную роль в формировании и становлении личности.

Проблема развития творческих способностей дошкольника достаточно проработана в теории. Однако практика дошкольного образования показывает, что на многие вопросы и в том числе на развитие способностей у детей, в частности, нет общего мнения в науке, а практикующие педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в работе с детьми. Вопрос о развитии творческих способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения детей рисованию.

Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие творческих способностей является важным направлением художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Рисование различными способами доставляет ребёнку особенный интерес и удовольствие.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой Н.В., Шайдуровой и др.

Тема развития творческих способностей детей в рисовании затрагивалась такими учёными как: А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина и др.

Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить противоречия:

  • на социальном уровне: между требованиями ФГОС в системе дошкольного образования детей и реализацией данного требования;
  • на теоретическом уровне: между разработанностью проблем развития творческих способностей и не достаточной теоретической разработанностью проблем развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • на методическом уровне: между наличием методического обеспечения у старших дошкольников по развитию творческих способностей и недостаточностью методических рекомендации в освоении.

Всё вышесказанное определяет выбор данной темы работы: «Способы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством рисования».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством рисования.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества старших дошкольников, выявить наиболее эффективные способы для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить теоретические подходы к изучению творческих способностей детей.
  2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить основные способы развития творческих способностей   детей старшего дошкольного возраста средствами рисования.
  4. Выявить критерии, показатели, способы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, подобрать диагностические задания и провести диагностику на констатирующем этапе исследовательской работы.
  5. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

  • теоретический метод: изучение и анализ научных, учебно-методических, программных и справочных источников; теоретический анализ, объяснение;
  • эмпирический метод: наблюдение, анализ результатов продуктивной деятельности, опытно-поисковый метод, беседа, тестирование;
  • методы математической статистики: метод математического выявления связей (таблицы, графики, диаграммы).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детского сада № 100 комбинированного вида», города Каменска-Уральского, в котором приняли участие 11 воспитанников разновозрастной группы в возрасте от 5 до 7 лет.

  1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей посредством рисования у детей старшего дошкольного возраста

  1. 1.1 Теоретические подходы к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов определяет способности как индивидуально – психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения. [6, стр.56]

В отечественной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей.

Э.А. Голубева подчеркивает, что в западной психологии под общими способностями чаще понимают интеллектуальные способности: память, внимание, мышление [7, стр.239]

Соответствует этому взгляду и другая классификация, согласно которой выделяют общие и специальные способности (основанием здесь служит определенный вид деятельности, с которым связаны способности). Общие способности – это те способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, и они свойственны для большинства людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие [22, стр.537]

Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству). [6]

Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [13]

Творческие способности, являясь общими способностями, присущи в разной мере всем людям и обуславливают индивидуальность и неповторимость деятельности.

Необходимо рассмотреть более подробно специфику творческих способностей индивида: их характеристику, компоненты, процесс формирования и развития.

Структура творческих способностей образована, во-первых, врожденными способностями, во-вторых, приобретенными в результате индивидуального опыта конкретными знаниями и умственными навыками [9, стр.47]

Таким образом, развитие творческих способностей тесно связано с процессом становления и развития всех высших психических функций индивида, его познавательных процессов: мышления, речи, памяти, внимания и конечно, воображения.

Воображение лежит в основе развития творческих способностей индивида. Воображение позволяет индивиду не просто приспосабливаться к окружающей действительности, а активно преобразовывать ее, исходя из своих потребностей и возможностей.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром, преобразуя его. Однако характер его деятельности и активности не всегда однотипен. В одном случае индивид воспроизводит что-то уже существующее, повторяя все характеристики какого-то предмета; в другом случае, даже опираясь на что-то уже существующее, индивид создает совершенно новый продукт, вещь, не похожий на остальные. Разница состоит в том, что в первом случае индивид занимался так называемой репродуктивной деятельностью, направленной на повторение уже существующего, во втором – продуктивной, в основе которой и лежат творческие способности.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Так Д. Гилфорд подчеркивает, что творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственного верного.

  • Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
  • Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми.
  • Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид. [10, стр.106]

Ученые и педагоги, занимаются разработкой программ и методик творческого воспитания. Оной из таких методик является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. [10, стр.61]

Таким образом, с одной стороны, воображение является одной из специальных творческих способностей индивида, с другой стороны, важнейшей детерминантной развития общих творческих способностей.

Анализируя, представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностях можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют следующие обязательные компоненты творческих способностей – это творческое воображение и творческое мышление.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем развитие творческих способностей старших дошкольников в образовательном процессе. Представляется целесообразным рассмотреть способности дошкольников применительно к изобразительной деятельности, именуемые далее художественно-творческими способностями.

Художественно-творческие способности – это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое (целостность восприятия).

В.С. Кузин выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными. [18]

 А.Г. Ковалев выделяет природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения, сенсорномоторные качества руки рисующего. [12]

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. [23]

Способность к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной состоит из:

  • восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);
  • овладение средствами графического воплощения образа;
  • овладение техникой рисунка.

Способности к художественному выражению:

  • эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета.
  • интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-вразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности. Разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

  • Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.
  • Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. [15]

Таким образом, изучив и проанализировав подходы различных авторов, мы выделили компоненты, критерии и показатели художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте.

Компоненты художественно-творческих способностей

Критерии

Показатели

Общие творческие способности

Восприятие и связанное с ним представление

- целостность восприятия

Воображение

- реализм воображения;

- оригинальность.

Мышление

- ассоциативность;

- диалектичность;

- системность;

- креативность.

Специальные творческие способности

Сенсомоторные способности (специальная умелость руки)

-овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа);

-овладение техникой рисунка.

Для нашего исследования важно не только остановиться на изучении творческих способностей, но также рассмотреть, как развиваются способности к творчеству у детей старшего дошкольного возраста.

  1. 1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это возраст активного развития ребёнка, во всех сферах его жизни. Рассмотрим особенности развития творческих способностей старших дошкольников, в контексте выделенных ранее показателей.

Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий.

Как отмечал Н.Н. Поддъяков, в возрасте 5-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения [21, стр.74]

К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

      В старшем дошкольном возрасте воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование.      На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения, комбинирование ранее полученных представлений, а также их преобразование.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов, т.е. цвета, формы, величины, пропорциональности и пространственного соотношения. Представления детей об окружающем мире, полученные ранее, систематизируются.

«Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы» [8, с. 101] К этому периоду ребёнок уже легко ориентируется в основной цветовой гамме. Различает и называет более тёмные или более светлые тона, то есть знаком с понятием «насыщенность цвета», знает тёплые и холодные, пастельные и контрастные сочетания цветов.

Однако «восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов» [3, с.248] Многие исследователи, такие как, В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др., отмечают реалистическую направленность детского рисунка, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира, передать реалистичные формы. Для того чтобы это было возможно «возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет не только зрением, но и при помощи других анализаторов.

Кроме того В.Б. Косминская в своих исследованиях выделяет такую особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста как обобщение или классификация с выделением общих признаков как эталонов, в которых сконцентрированы общие свойства. Она считает, что «очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу – геометрическую форму». Также старший дошкольник может относительно правильно передавать пропорциональные соотношения, как между предметами, так и между их частями [17, стр.74]

Восприятие величины предметов в старшем дошкольном возрасте достаточно развито. К старшему дошкольному возрасту, дети уже могут выделить некоторые признаки (длину, ширину, высоту). «Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании – это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения» [17, стр.28]

Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа) – следующий выделенный нами показатель развития изобразительных способностей. В старшем дошкольном возрасте дети способны передавать своё отношение через средства художественной выразительности. К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм.

Самой простой и понятной для ребёнка является передача своего отношения через цвет. Дети могут передать через цвет свои чувства: грустный, печальный, мрачный, весёлый, радостный, праздничный. С помощью тона (тёплого или холодного) используемых красок придать необходимое ощущение, восприятие своей работе. «К старшему дошкольному возрасту ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы <…> Н.П. Сакулина и Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира. В результате знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно» [8, стр.101]

Композицией в изобразительной деятельности называют – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

С приобретением навыка выполнения композиций статичного характера вводится понятие динамики – движения, следующего средства выразительности. «Дети старшего дошкольного возраста уже способны изобразить несложные движения человека» [17, стр.28]

«Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника» [8, стр.103]

«Оригинальность – показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа». «Рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи» [8, стр.104] Рисование нужно, писал Б.М. Неменский, «чтобы ребёнок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения» [8, стр.104]

Последнее средство выразительности – это реализм. «Сам ребёнок тяготеет к реалистическим формам» [8, стр.105] «Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребёнка в её условиях. Реалистический способ изображения предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности» [8, стр.106]

Последний выделенный нами показатель развития изобразительных способностей – овладение техникой рисунка.

Под техникой рисунка Т.С. Комарова предлагает понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения, развитие глаза и руки, их согласованная деятельность, особое значение она придаёт умелому, правильному изображению контура, формы предмета. [15]

По мнению Н.П. Сакулиной овладение способами использования материалов и инструментов рисования, является опорным умением для развития такого показателя как овладение средствами выразительности. К старшей группе детского сада ребёнок подходит с определённым опытом работы с изобразительными материалами. [23]

Кроме того любая изобразительная деятельность, главным образом рисование, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки; развитию мелкой моторики рук и пальцев; развитию координации и точности движений руки дошкольника.

Ещё В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

В старшем дошкольном возрасте достигается и такой технический навык, как правильность изображения контура, формы предмета, появляются первые попытки использовать наблюдения за натурой для совершенствования формы изображения» [24]. В шесть – семь лет «дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребёнка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу» [17, стр.117]

 На основании вышеизложенного подведём итог и выделим основные психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных, художественно-творческих способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, выделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, умеет изменять характер цвета.

Дошкольнику важно показать свои эмоции в рисунке и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение – изображение объекта в действии, движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими умениями в рисовании. Можно говорить о том, что развитие творческих способностей – это целенаправленный, планомерный процесс.

  1. 1.3 Основные условия развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций. Должна быть атмосфера творчества - стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.  Когда царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [5]

2. Следующее важное условие развития творческих способностей – роль педагога в образовательном процессе. Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

Воспитатель должен быть грамотным - знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.

Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 11 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
  7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
  10.  Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
  11.  Стимулировать дальнейшее развитие. [4, стр.58]

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. 

В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления. Приобщая детей к мировой культуре, создание предпосылок для самостоятельного вхождения ребенка в «большое искусство», определение  этого пути.

Необходимо создать предпосылки, определив фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно. 

Главное для воспитателя - расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей. 

Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

3. Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Решающая роль отводиться специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейно-родительских отношений.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Итак, для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Родителям и педагогам следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относиться с уважением. Более того, педагог должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей старшего дошкольника является создание творческой предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов и семьи - понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними, которое является одним из важных условий развития детского творчества.

Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

5. Также условием развития творческих способностей является образовательный процесс, в результате которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях.

Важным условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов, мотивация заданий. [19]

Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству дошкольника как равноправного участника творческого процесса.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

  • Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
  • Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.
  • Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны  соблюдаться следующие правила:

  • ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
  • у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;
  • сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
  • рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;
  • нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение. 

  1. 1.4 Основные способы развития творческих способностей   детей старшего дошкольного возраста средствами рисования

Одним из важнейших способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является непосредственно-образовательная деятельность – далее (занятия).

На занятиях по изобразительной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: анализ, обобщение, синтез, сравнение.

Возможность непринужденного и свободного выражения себя в творчестве подразумевает, что ребенок владеет простейшими умениями и навыками рисования традиционными изобразительными способами и средствами.

К традиционным средствам изобразительной деятельности относятся цвет, форма и композиция. С их помощью дошкольники на занятиях учатся передавать в создаваемых ими образах характерные черты явлений социального и природного мира. Дети старшего дошкольного возраста постепенно овладевают разными цветовыми оттенками, которые передают настроение образа и эмоциональное отношение ребенка к изображаемому объекту.

Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет  таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью:

  • Знакомство с цветом и их свойствами - какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые, контрастные).
  • Экспериментирование с цветом (смешивание цветов, выбеливание, введение цвета в цвет…).
  • Рассматриваем репродукции и картины (подлинники).
  • Используем  дидактические игры и упражнения.
  • Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
  • Объяснение последовательности действий.
  • Знакомство с приемами ТРИЗ.

В практике применяют следующие типы занятий рисования:

По способу организации:

  • усвоение нового материала;
  • закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
  • творческое применение знаний и умений;
  • по контролю и коррекции знаний и умений.

По методу (способу) изображения:

  • по представлению;
  • по замыслу;
  • по памяти;
  • на свободную тему;
  • с натуры.

Изобразительная деятельность по представлению. Строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ.

Изобразительная деятельность по памяти. Строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

Изобразительная деятельность с натуры. Представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления. Начинает формироваться тоже в старшем дошкольном возрасте.

По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).

По источнику тем замыслов: на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

Так, по содержанию изображения различают:

  • предметное (изображение отдельных предметов);
  • сюжетно-тематическое (отображающая совокупность действий, событий);
  • декоративное рисование (включающее орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).

Старший дошкольник пользуется простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета, в рисунке учатся передавать движения, пластику предметов, обобщенную форму.

Предметное рисование. Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Овладение техникой рисовальных умений детьми старшей группы направленно на совершенствование изобразительных умений и развитие способностей создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Сюжетно-тематическое рисование. Дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

Самостоятельный выбор сюжета учит детей осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета.

В декоративном рисовании произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей России, педагог воспитывает в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Педагог развивает у них умение видеть взаимосвязь между компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, учатся ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без него декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких и контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

В качестве элемента узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее в

несколько раз. Детям показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В дальнейшем усложняется понятие о симметрии.

Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами.  Это обучение не требуют от ребенка четкого графического изображения, и постепенно формирует технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

     Для развития творческих способностей детей мы используем в своей работе нетрадиционные средства и техники рисования, которые доступны для детей старшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. [20]

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Использование нетрадиционных техник и средств рисования, начинается от простого к сложному: пальчики – палитра; печать от руки, печатка, тампонирование, трафарет, набрызг, монотипия, кляксография, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Рисование в смешанной технике: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование смятой бумагой, восковые мелки (свеча) + акварель, рисование по сырой бумаге, цветные ниточки, пластилинография и многое другое.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками вызывает у детей положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности. Рисование – одно из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоив как можно больше разнообразных изобразительных техник, ребенок обогащает свой внутренний мир, тем самым проявляет творческое воображение. Он обретает способность создавать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора рисунка, делая невидимое видимым.

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения. 

Выводы по первой главе

Таким образом, в ходе написания первой главы был изучен и проанализирован теоретический материал по рассматриваемой проблеме. Проведенный анализ показал, что проблемой развития творческих способностей занималось большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Занятие изобразительным искусством выступает как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают студии раннего развития, они позволяют наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили выделить следующие основные компоненты художественно-творческих способностей:

  1. Общие творческие способности;
  2. Специальные творческие способности.

Исходя из компонентов, были выделены основные критерии и показатели развития художественно-творческих способностей дошкольников. Так критериями общих творческих способностей являются:

  1. Восприятие, показателем является целостность восприятия.
  2. Воображение, где показателем выступает реализм воображения, оригинальность.
  3. Мышление, основные качества: ассоциативность, диалектичность, системность, которые формируют креативность.

При рассмотрении творческих способностей применительно к изобразительной деятельности были выделены следующие специфические умения, такие как ручная умелость как своеобразная сложная сенсомоторная способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте.   В структуре этой способности выделяются два показателя:

  • овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа);
  • овладение техникой рисунка.

В данной  главе были раскрыты наиболее точные  основные понятия  способностей. Рассмотрены и проанализированы условия и способы, при которых происходит наиболее эффективное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством средств рисования.

В следующей главе будет дано описание опыта развития художественно-творческих способностей в МБДОУ «Детский сад № 100 комбинированного вида».

Глава 2. Практическое обоснование проблемы развития творческих способностей   детей старшего дошкольного возраста средствами рисования.

  1. 2.1 Описание эмпирической базы исследования  МБДОУ «Детский сад № 100».

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М: Знание, 1981 – 98 с.
  3. Венгер А.А. Педагогика способностей. – М: Просвещение, 1988 – 106 с.
  4. Выготский Л.С. Проблема развития способностей.// Вопросы психологии. – 1996.- №5
  5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна, 2005
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.  
  7. Дружинин В.Н. психология общих способностей. – СПб., 2003
  8.  Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001
  9.  Казакова Р. Г. Сайганова Т. И, Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10.  Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности [Текст]/ А. Г. Ковалев // Проблемы способностей. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 155 с.
  11.  Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
  12.  Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» / Т.С. Комарова. – М.: «Педагогика», 1990.-286 с.
  13.  Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. – Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст]/ Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
  14.  Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества Альмаматер. 1994 – 32 с.
  15.  Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]/ В.Б.Косминская  Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  16.  Кузин В. С. Психология [Текст]/ В. С. Кузин. – М.: Педагогика, 1976 г. – 256 с.
  17.  Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
  18.  Петухова, Л. В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Л. В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (5) – С. 159–163
  19.   Поддъяков Н. Н. Мышление и речь дошкольника. – М.: Педагогика. 2001, - с 400, 1990
  20.  Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй/Пер. с итальянского Ю.А. Добровольской. – М., 1978
  21.  Сакулина Н.П..«Изобразительная деятельность в детском саду»/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. – М.: «Просвещение», 1982.- 176 с.
  22.  Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1990. – 197 с. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://psychlib.ru/mgppu/edp-2007/edp-001.htm/ (дата обращения: 24.10.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »

 Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники росписи ткани - батик

планирование работы со старшими дошкольниками по росписи ткани - батик...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...