Выступление на методическом объединении детского сада по теме «Приемы организации ситуации успеха, используемые при изучении нового материала, при беседе и т.д.»
методическая разработка

"Приёмы организации ситуации успеха, используемые при изучении нового материала, при беседе и т.д."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на  методическом  объединении

детского  сада  по  теме  «Приемы    организации  ситуации  успеха,  используемые  при  изучении нового  материала,  при  беседе  и  т.д.»

Воспитатель МАУДО «Детский сад» № 10 Посенчук  Татьяна Владировна

Важнейшее  педагогическое  условие  становления  индивидуальности  ребенка  в  процессе  обучения – создание на занятии ситуации успеха. Предлагая ребенку совершить осознанный и желанный выбор, помогать ему формировать свою неповторимость.    

Создание педагогически грамотной ситуации успеха - дело непростое. То педагог не может правильно подготовить ситуации выбора, то дети оказываются неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации. Поэтому необходимо как можно больше обращать внимание на использование ситуации успеха на занятии.

Исходя из высказывания Ж.Лабрюйе следует следующее: «Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен.»

В настоящее время с педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Поэтому В.Ф.Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой» рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на занятии. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

При создании ситуации успеха необходимо, чтобы каждый ребенок был убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Так как стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи педагога, радость успеха может померкнуть.

        Для того чтобы правильно создать ситуацию успеха на занятии, нужно придерживаться следующего: «Алгоритма действий по построению ситуации успеха» (см. приложение).

        Главным условием организации ситуации успеха является использование различных методов и приемов таких как: словесных, наглядно-действенных, различные эксперименты, опыты и т.д. Все это помогает учить детей находить необычные нестандартные решения, которые помогают расширить наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, работать в парах, группах, а также развивать коммуникативные способности.

        Немаловажным является и то: Какой может возникнуть негатив последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?, Как ситуация неуспеха влияет на становление личности?

        Исходя из этих вопросов, можно сделать вывод, что постоянный успех на занятии может вызвать у детей обратный эффект, может пропасть интерес, у него зарождается «я все знаю», «я все умею», а вот другие не могут, «я их лучше».

        Например, те дети, у которых ничего не получается, они начинают замыкаться, боятся сказать то что думают (из-за того что над ними будут смеяться, если они скажут неправильно). С этими детьми необходимо повышать самооценку используя похвалу, различные методы и приемы, которые помогут детям создать ситуацию успеха на занятии.

         Таким образом, необходимо создавать ситуацию успеха не от случая к случаю, а сделать неотъемлемой частью занятия. Создавать различные свободы выбора и позаботиться о широком центре создаваемых ситуаций.

        Можно сказать так: «Успех ребенка может создавать педагог, который сам переживает радость успеха».

Алгоритм действий по построению ситуации успеха:

- Цели и задачи применения ситуации успеха.

- Определение этапов занятия, на которых создается ситуация успеха.

- Выявление содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию успеха.

- Разработка определенного множества вариантов заданий для свободы выбора.

- Продумывание всех деталей эффективного использования ситуации успеха (критерии оценки, время, степень свободы).

- Определение в ходе занятия оптимального момента для создания ситуации успеха.

- Реализация своего плана.

- Анализ и оценка эффективности.