Консультация для воспитателей "Специфика работы педагогов с детьми с ОВЗ"
консультация

Дети с особыми возможностями здоровья (ВОЗ), как все остальные дети, а ,может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_pedagogov_s_detmi_s_ovz.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Алёнушка»
Консультация для воспитателей
Специфика работы педагогов с детьми с ОВЗ

Ребенок с особенностями развития - прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами специальных школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Нам неудобно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценными» - и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

  1. детей - инвалидов;
  2. детей с диагнозом умственной отсталости;
  3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
  4. детей с аутизмом;
  5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

Для каждого ребёнка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.

Обратимся к опыту практической работы в детском саду. В нашей группе воспитывается 12 детей с ОВЗ, диагноз - ЗПР. Проблем в воспитании таких детей возникает много; проблемы адаптации с момента прибытия воспитанников в группу особенности познавательной сферы; трудности, связанные с физиологическим особенностями (речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата).

В такой, казалось бы, непростой ситуации воспитателю необходимо было кратчайшие сроки определиться с проблемами, принять непростое решение по выбор приоритетов в социально-педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо сделать, это провести качественную комплексную диагностику детей.

Диагностика включает 3 основных направления; анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным педагогом); консультация медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним; оценить уровень социальной адаптации ребенка, составить психологический портрет ребенка; прогнозировать перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).

Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребуется тесного сотрудничества воспитателя с другими специалистами; с социальным педагогом, медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

За основу в работе взяты следующие критерии и показатели;

  1. Уровень развития познавательных способностей ребенка.
  2. Навыки самообслуживания, труда и гигиены .
  3. Уровень воспитанности, коммуникативных навыков .
  4. Мониторинг показателей здоровья.

Динамику развития детей отслеживается при помощи контрольных срезов, которые проводятся 3 раза в год. В конце учебного года специалисты проводят совещание целью анализа изменений показателей в развитии ребенка с ОВЗ.

Примерный план работы с ребенком с ОВЗ;

  1. Организация обучения (развитие речи, занятия с дефектологом, лoгoпeдoм, психологом);
  2. Воспитательная деятельность (обучение в быту в личной и совместной воспитателем деятельности социально-бытовым навыкам; нравственно воспитание; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей музыкальные, ритмические игры; духовное развитие; экологическое воспитание экскурсии на природу, беседы о животных; тренинги общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков, совместна деятельность по уходу за комнатными растениями; воспитание заботы друг друге, уважения к старшим).
  3. Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом учителем-логопедом, педагогом-психологом, беседы с медицинским: работниками.

Так как длительность активного внимания у детей с ЗПР возраста ограничена большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельность длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-25 минут. 1 структуру занятия в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятия поддерживается настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха, ребенок получает положительное подкрепление своим успешным действиям, обязательно организуем тактильный контакт. Каждое занятие заканчиваем рефлексией: что удалось что не получилось, над чем необходимо еще поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...

Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...