Рабочая программа кружка "Мнемотехника для дошкольников" 5-6 лет
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Соколова Елена Валерьевна

Рабочая программа для дополнительной работы с детьми по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                          УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                   Приказом №______ от ________20__г.

Протокол № ____                                               Заведующая______________ Припёкова Н.В.

От ___________20__ г.                                            

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА

«Мнемотехника для дошкольников»

Возраст учащихся: старшая группа (5-6лет)

Срок реализации: 1 год

Разработала: Соколова Е.В..

Воспитатель

Санкт-Петербург

2020


Содержание

1.

Целевой раздел рабочей программы

1.1

Пояснительная записка

2

Содержательный раздел рабочей программы

2.1

Содержание образовательной работы с детьми

2.2

Комплексно-тематическое планирование

3

Организационный раздел рабочей программы

3.1

Структура реализации образовательной деятельности

3.2

Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы

3.3

Методическое обеспечение образовательной деятельности


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя  информацию дети черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общении. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того, что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

- разучивание стихотворений;

- отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Цель

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающх последовательность событий.

Задачи

Обучающие

- Обучение детей преобразованию абстрактных символов в образы;

Развивающие

- Развитие психических процессов (восприятия,

памяти, воображения, мышления, речи) и приемов

умственной деятельности (анализ, синтез,

сравнение, классификация и обобщение);

Воспитывающие:

-Воспитывать навыки организованного поведения

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ ПРИНЦИПЫ:

1.От простого к сложному.

2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3.Научность.

4.Доступность.

5.Системность знаний.

6.Воспитывающая и развивающая направленность.

7.Всесторонность, гармоничность        в содержании знаний, умений, навыков.

8.Активность и самостоятельность.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы)

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех

Срок реализации рабочей программы

2020-2021 учебный год

(Октябрь 2020 - май 2021 года)

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы

По окончании дети должны знать и различать символы и схемы, в которые заложена определенная информация. Владеть  приемами работы с мнемотаблицами.

Формы и методы занятий

Практический (составление графических схем, графического плана пересказа,лексико-грамматичекие упражнения по тексту);

Наглядный (демонстрация и рассматривание иллюстраций и графических схем)

Словесный (как ведущий, чтение, беседы, разъяснения).


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Содержание образовательной работы с детьми

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф или магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Программа кружка «Мнемотехника для дошкольников» по направлению «Речевое развитие в себя 32 часа.

2.2.Комплексно – тематическое планирование.

Месяц; номер занятия

Название темы

Цель

1

Октябрь

Занятие

№1

«Наша группа»

Занятие № 1  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать понятие «профессия», Учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по картинкам и вопросам воспитателя.

2

Октябрь

Занятие

№2

«Наш детский сад»

Занятие № 2  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Закрепить понятие «профессия», Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

    3

Октябрь

Занятие

№3

«Ряд»

Занятие № 3  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать понятия «ряд», «начало ряда», «середина ряда», «конец ряда»,Воспитывать навыки организованного поведения.

4

Октябрь

Занятие

№4

«Слова-предметы»

Занятие № 4  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

5

Ноябрь

Занятие

№5

«Слова-предметы»

(продолжение)

Занятие № 5  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

6

Ноябрь

Занятие

№6

«Слова-действия»

Занятие № 6  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

учить задавать вопросы к словам-действиям.

7

Ноябрь

Занятие

№7

«Слова-признаки»

Занятие № 7  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам.

Учить задавать вопросы к словам-признакам.

8

Ноябрь

Занятие

№8

«Слова-прдметы,слова-децйствия,слова-признаки»

Занятие № 8  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках. Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам.

9

Декабрь

Занятие

№9

«Предложение из двух слов»

Занятие № 9  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Развивать внимание,память,общую моторику.

10

Декабрь

Занятие №10

«Предложение из трех слов с прямым дополнением»

Занятие № 10  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Развивать слуховое, зрительное внимание, память, общую моторику. Учить анализировать предложение.

11

Декабрь

Занятие

№11

«Предложения с однородными прилагательными»

Занятие № 11  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Учить распространять предложение однородными прилагательными.

12

Декабрь

Занятие

№12

«Предложения с предлогами НА, В, С,ИЗ»

Занятие № 12  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Воспитывать навыки организованного поведения.

13

Январь

Занятие

№13

«Зимаю Рассказы»

Занятие № 56  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

14

Январь

Занятие

№14

«Как лиса охотилась на ворон»

занятие № 44 Т. Ю. Бардышева

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

15

Январь

Занятие

№15

«Зима»

занятие № 51 Т. Ю. Бардышева

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

    16

Январь

Занятие

№16

«Праздник в детском саду»

занятие № 54 Т. Ю. Бардышева

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

17

Февраль

Занятие

№17

«В огороде»

Занятие № 13  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать.

18

Февраль

Занятие

№18

«Гласные звуки»

Занятие № 14,15 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать понятие «гласный звук» Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память.

19

Февраль

Занятие

№19

«Деревья и их части. Словоизменение»

Занятие № 17  Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать понятие о пользе деревьев. Формировать правильное употребление платежных окончаий имен существительных во множительном числе

20

Февраль

Занятие

№20

«В лесу»

Занятие № 19 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать понятие о безопасном поведении и охране жизни детей.

21

Март

Занятие

№21

«Звуки и буквы М, П, Т, К»

Занятие № 19 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

22

Март

Занятие

№22

«Деление на слоги»

Занятие № 20 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Развивать внимание, память фонематическое восприятие.

23

Март

Занятие

№23

«Предзимье»

Занятие № 30 Т. Ю. Бардышева

,  Е. Н. Моносова

Цель: Учить составлять рассказы описательного характера

24

Март

Занятие

№24

«Весна»

занятие № 87  Т. Ю. Бардышева

Цель: Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий. Уточнить знания о весне

25

Апрель

Занятие

№25

«Фрукты. Составление рассказа, пересказ»

Занятие № 35

 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Учить составлять рассказ по сюжетно картинке и пересказывать его.

26

Апрель

Занятие

№26

«Гигиена»

Занятие № 35 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

27

Апрель

Занятие

№27

«Дикие животные» творческий пересказ»

Занятие № 40 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова

Цель: Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные.

28

Апрель

Занятие

№28

«Первая охота»

Занятие № 7 Лебедева Л.В

 стр. 60

Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме «насекомые»

29

Май

Занятие

№29

«Зимние виды спорта» Словообразование

Занятие № 66 Т. Ю. Бардышева

Цель: Развивать внимание, память, мышление.

30

Май

Занятие

№30

«Уборка урожая в саду»

Занятие № 21 Т. Ю. Бардышева,  Е. Н.  Моносова

31

Май

Занятие

№31

«Клесты»

Занятие № 4 Лебедева Л.В

 стр. 33

Цель: Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»

32

Май

Занятие

№32

«От чего у лисы длинный хвост?»

Занятие № 1 Лебедева Л.В.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Структура реализации образовательной деятельности

№ п/п

Образовательные области

Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы

Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю

 Программа досуга«Мнемотехника для дошкольников»

20 мин.

1

Всего в неделю:

20 мин

1

Дни недели

Виды организованной деятельности

Формы работы

Время

Понедельник

1 неделя

3неделя

Фронтально

16.00

-16.20

Пятница

2 неделя

4 неделя

Фронтально

16.00

-16.20

 Методическое обеспечение образовательной деятельности

Образовательная область, направление образовательной

деятельности

Список литературы

Речевое развитие

1. Т. Ю. Бардышева,  Е. Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду.- М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013.- 240 с.

2. Лебедева Л.В., Козина И.В.., Кулакова Т.В., Анохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П. Журавлева Н.Н. Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. М.- Центр педагогического образования, 2009.- 96 с

3. Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».- 1-е изд./под ред. М.Н. Хусиановой, - 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...