Сахар-сахарок. .
план-конспект урока (старшая группа)

Сладкие опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sladkie_opyty.docx273.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сахар-сахарок. Сладкие опыты.

Старшая группа

Воспитатель: Аджиева А.Н

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: познавательно-исследовательская деятельность.

Цель:  Развивать у детей познавательную активность, любознательность.

Задачи:

   Образовательные:

- познакомить детей с процессом выращивания и переработки сахарной свеклы,

- расширить и уточнить знания в практической деятельности  о свойствах сахара (цвет, запах, вкус, растворимость),

- дать представление о  пользе и вреде сахара для человека.

     Развивающие:

- развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности,

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

     Воспитательные:

- воспитывать уважение и  интерес к труду взрослых, стремление ценить его общественную значимость.

Интегративные области:

     Речевое развитие:

- обогащение словаря: свеклоуборочный комбайн, свекломоечная машина, свеклорезка, стружка, сироп.

Средства реализации ООД:

     Посылка, мешочек с сахарным песком, иллюстрации «Выращивание и переработка сахарной свеклы», «Сахарные заводы Башкортостана», карточки-схемы проведения опытов;  у детей на столах стаканчики с водой,  чайные ложки, тарелочки с сахарным песком, лупы, «Дневник наблюдений»; у воспитателя на столе свечка, чаша, сахарный песок.

Предварительная работа:

     Беседа о лаборатории и работающих в ней людях, беседа о правилах безопасного поведения в лаборатории.

C:\Users\User\Desktop\Детиэтожиз.png

Ход ООД.

Ӏ. Вводная часть:

     Воспитатель: Раз, два, три в круг скорее все беги! Ребята, сегодня утром для нашей группы пришла посылка. Вам интересно узнать от кого она?  Что в посылке? Давайте посмотрим! Здесь лежит письмо:

Дорогие, ребята!

Я много слышал о том, что вы очень любознательные.  Я для вас передаю посылочку, в которую  положил  знакомое всем вещество.  Предлагаю отгадать что это и познакомиться  с его свойствами. Желаю вам удачи в исследовательской деятельности!

Пробиркин

Еще в посылке лежит мешочек. Что в нем? (Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек. С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка – сахарный песок)

      О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде   растворился». Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? (Предположения детей) Как он попадает к нам на стол? (Предположения детей)

Я предлагаю вам послушать сказку об одной маленькой свеколке, или как на стол пришел сахар.

     Эта история произошла с одной сахарной свеколкой и ее сестрами. Однажды весной семена сахарной свеклы посадили в землю. Дождик поливал семена, солнышко прогревало землю и появились зеленые росточки (картинка) Все лето свеколка вместе со своими сестрами  росла, люди ухаживали за ними: пололи, удобряли.  И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (картинка). Они сразу же очищают корнеплоды от листьев и ссыпают их в большую свекольную кучку, затем  грузят в  машины, которые везут свеклу на сахарные заводы.

     На заводе свеклу очищают от мусора и отправляют на переработку. Отмывают корнеплоды в специальной свекломоечной машине. Чистая и сухая сахарная свекла поступает в свеклорезку, где она измельчается в стружку. Затем эта стружка обессахаривается и получается сок. Сок выпаривается до состояния сиропа, из которого отделяют кристаллы сахарного песка. Затем сахарный песок сушат, упаковывают в мешки и развозят по магазинам, кондитерским фабрикам (весь рассказ сопровождается показом иллюстраций).

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась сказка? Из чего получают сахар в нашей стране? (Из сахарной свеклы)

- Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться на нашем столе? (С поля сахарная свекла поступает на сахарный завод, а затем готовый сахар в магазины).

- Много усилий нужно приложить, чтобы получить сахарный песок, люди разных профессий трудятся на полях, заводах. Мы с вами должны  ценить и уважать общественную значимость данного труда.

- Дети, а для чего нужен сахар? (Сахар кладут в чай, используют для изготовления конфет, булочек и тд.) C:\Users\User\Downloads\MyCollages (1).jpg

     Пальчиковая игра: «Будем мы варить компот».

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много.

Вот:  Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

- Ребята, наступило время отправиться в нашу лабораторию и познакомиться со свойствами сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. 

Опыт № 1:

«Сахар – сыпучее вещество, без запаха, сладкий на вкус»

- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий.  Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? (рассматривают через лупу) Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?

(Ответы детей: сахар прозрачный, похож на кристаллы или крупинки льда, без запаха, сладкий на вкус). 
Каждое свойство сахара подкрепляется символом. 

Вывод: сахар – сыпучее вещество, без запаха, сладкий на вкус.

http://qrcoder.ru/code/?aida%2B%E2%EE%F1%EF%E8%F2%E0%F2%E5%EB%FC%2B&4&0

Опыт № 2: 

«Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус»

-А теперь проверим, что будет с  сахаром в стакане с водой. Сначала посмотрите на воду - какого она цвета? (Прозрачная) Попробуйте ее на вкус. (Без вкуса). Возьмите ложечкой немного сахара, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.

-Что произошло с сахаром? (Он растворился). Вода изменила свой цвет? (Нет).Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? (Сладкой) Изменил сахар вкус воды? (Да).

Вывод: сахар растворился в воде и изменил ее вкус.

Физкультминутка: «Быстро встаньте на разминку»

 
Быстро встаньте на разминку:

Улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Опыт № 3.  Термическая обработка сахара.

Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали с сахаром (пересыпали, растворяли). Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).

- Посмотрите, я возьму сухое горючее, насыплю немного сахара в ложку и буду его нагревать. Что с ним происходит? (дети отвечают: становится горячим и жидким, сахар плавится, распространяя сладкий аромат). Выливаю на тарелочку с водой. Что произошло с сахаром? (Ответы детей: он стал твердым,  коричневым).

Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое , при охлаждении – снова в твердое..

- Где используют это свойство сахара? (При изготовлении леденцов)

- Дети, мы многое сегодня узнали о сахаре, а сейчас мы вместе  подумаем и решим: сахар полезный продукт или нет? (Предположения детей)

- В чем польза и вред сахара?  

     Игра: «Польза – вред»

Польза: (хлопают в ладоши)

•   Сахар активизирует кровообращение и улучшает память.

•   Сахар делает нас счастливыми.

•   Сахар дает нам энергию.

Вред: (топают ногами)

•    Сладкое портит фигуру,  приводит к ожирению.

•    Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.

•    Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета.
Вывод:  Употреблять сахар или просто сладости нужно в очень умеренном количестве.

ӀӀӀ. Рефлексия:

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Какие свойства сахара мы исследовали в лаборатории?

- Что вам больше всего понравилось? В чем затруднялись?

- О чем расскажете вечером родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сахар-сахарок. Сладкие опыты. Старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие.Направление: познавательно-исследовательская деятельность.Цель:  Развивать у детей познавательную активность, любознательность.Задачи:...