Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."
статья
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ №35 «Непоседы»
Андреенко Евгения Федоровна
Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
Согласно ФГОС ДО работа с родителями должна строиться на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, быть направленной на повышение их педагогической компетентности, предусматривать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка и тем, как он одет, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями.
Работа с родителями – это важная часть деятельности педагога, включающая:
- повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей;
- помощь родителям в семейном воспитании;
- взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Работу по взаимодействию с семьями воспитанников начинала с ясельной группы. Использовала разные формы как традиционные, так и нетрадиционные. Например проводила семинар практикум с родителями по теме «Играем с детьми дома», в нашей группе проходил «День открытых дверей», где родители в течении дня приходи и пробовали себя в роли воспитателя. Так как маленькие детки очень плохо разговаривали, проводили проект «Я дарю тебе словечко». Видя, что взаимодействия с семьями воспитанников приносят положительный результат, сейчас я так же в своей работе использую различные формы по взаимодействию с семьями воспитанников.
Ежедневно доброжелательно взаимодействуя с родителями, тем самым я создаю определённую «педагогическую надежду» у родителей и применяю человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, чтобы вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своего ребенка. Поэтому вместо позиции наставления и простой пропаганды педагогических знаний я выбираю сотрудничество. Это способствует росту доверия и повышает педагогическую эффективность общения.
Существуют две формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников: традиционные и нетрадиционные. Суть этих форм — обогатить родителей педагогическими знаниями. Главной задачей при организации работы с семьями воспитанников считаю заинтересовать родителей, чередуя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Планируя эти формы работы, я стараюсь способствовать тому, чтобы родители проявляли себя как активные субъекты образовательного процесса, обеспечивая единство педагогического влияния на дошкольников в дошкольной организации и в семье.
- Информационно-аналитические формы общения с семьями воспитанников направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, обмен информацией через интернет сайт воспитателя и интернет сайт ДОУ.
В моей группе работает «Почта доверия». Ещё одна форма работы с родителями. Это коробка, в которую родители опускают записки со своими идеями и предложениями. Так родители могут поделиться своими идеями и мыслями с педагогическими работниками учреждения. - Досуговые формы – я провожу совместные досуги, праздники, выставки – которые помогают устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между мной и семьями воспитанников, между родителями и детьми. Досуги, которые я провожу позволяют создать эмоциональный комфорт в группе (к 23 февраля «Папа может, папа может…, Квэст игра «Поиски подарков» , праздничный концерт для пап в группе, праздник посвященный Дню матери «Мама солнышко мое», Масленица). После проведения мероприятия родители становятся более открытыми для общения. Игры, конкурсы с участием родителей, где дети смотрят на родителей и болеют за них . Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей, в нашем детском саду каждый год организовываются спортивные соревнования между семьями воспитанников, такие как: «Мама, папа, я – спортивная семья!, «Тур слёт»
«Встреча с одним героем», где героем является сам родитель ребенка. Несомненно, что каждый из них является профессионалом в каком-то деле. Родители рассказывают детям о своей профессии. Например, папа – инспектор пожарной части приходил к нам в группу и рассказывал о своей работе, а после мы ходили на экскурсию в пожарную часть, потом в группе мы проводили конкурс рисунков, посвященный противопожарной безопасности.
- «Круглый стол». Где я совместно с семьями воспитанников обсуждаю актуальные вопросы воспитания и обучения детей в непринужденной обстановке. Затронуты такие темы, как: «Как интересно провести выходной», « Спорт и здоровый образ жизни помогают в воспитании детей», « Наши семейные хобби и увлечения». Круглые столы провожу как с одними родителями, так и совместно с детьми. После обсуждения проводится чаепитие.
Больше предпочтение отдаю собраниям нетрадиционной формы, где родители чувствуют себя более раскрепощёнными. И легче идут на контакт. Данная обстановка Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Одно из таких собраний проходило в моей группе : «Мама, папа, я – безопасная семья», на данном собрании родители обыгрывали разные ситуации, проявляя свои творческие способности.
Я стараюсь привлекать семей воспитанников к участию в субботниках, озеленению, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах. (День добрых дел , оформление площадки к новому году , покормите птиц зимой)
- Так же разрабатываю для родителей разные игратеки (буклеты): «Игры на кухне», «Экспериментирование в домашних условиях) и д.р
- Совместно с родителями оформляем различные выставки и стенды. К 75 летию Победы в нашей группе был оформлен уголок:«Блокада Ленинграда, 900 дней мужества»,
- Родители совместно с детьми создаю газеты: «Выходные в нашей семье»
- «Экран добрых дел»: хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с семьями воспитанников. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Поэтому, в нашей группе родителей, которые принимают активное участие в жизни группы награждаю дипломами.
Помимо вышеперечисленных методов и приемов работы еще использую:
-Реализация детско - родительских проектов («Безопасная дорога, для тебя и для меня», МАМА – СОЛНЫШКО МОЕ, Мы помним, мы гордимся ) - Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
- Туристический поход- (Поход с семьями воспитанников на берег реки Иня) Одной из эффективных форм работы с семьей являются туристические походы-прогулки, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка.
Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Используемые мной методические пособия помогаю мне корректировать свою работу, находить нужный подход в той или иной ситуации. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников по проектной деятельности
Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию творческий проект "Морковка -для дочки , грибок - для сыночка". Данный проект разработан для всех видо совместной деятельности музыкального руководителя: с...
Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников по проектной деятельности
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию творческий проект !Украсим нашу ёлочку". Проект объединяет в интересном занятии всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей....
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие. Это актуальный вопро...
Доклад "Формы взаимодействия дошкольной организации с семьей"
В докладе описываются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и нетрадиционные....
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей воспитанника
Консультация для педагогов...
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, школой, социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
Описание системы взаимоотношений дошкольной образовательно организации с социальными партнерами для повышения эффективности работы с семьями воспитанников....