Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании
материал (младшая группа)

Негодяева Татьяна михайловна

Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

        

Доклад на региональной диссеминационной площадке-форуме по обмену педагогическими наработками:

 «Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании»

Выступила слушатель группы ДО 11 – 19

Негодяева Татьяна Михайловна

Президент Ассоциации социальных педагогов

 и педагогов-психологов Подмосковья

Белоус Елена Николаевна

                                       

Коломна, 2017 г.

        Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведения его в соответствии с мировыми стандартами. Ведущим направлением модернизации системы образования в России является  компетентностный подход.

        Компетентностный подход, обеспечивающий создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей детей, педагогов, родителей рассматривается в контексте организации мониторинга качества образования.

        В современных условиях модернизации образования принципиальное значение приобретает реализация компетентностного подхода обеспечивающего повышение эффективности дошкольного, образовательного учреждения качества. Процесс формирование начальных ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста раскрывает сущность качества образования, - как и сознательное применение определённых правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам.

        Дошкольный период, как указывают известные психологи (М.Б.Калашникова, А.Н.Леонтьев и другие, педагоги М.В.Крулехт, И.А.Рыбалова и другие), является наиболее благодатный для формирования начал ключевых компетентностей, как у детей раннего, так и дошкольного возраста.

        Ребёнок должен уметь ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками  информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, да ещё и заботиться о своём здоровье.

        Важными показателями компетентности ребёнка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами, умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания, компетентность в сфере социально – трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью компетентности является компетентность ребёнка в бытовой сфере.

        Л.В.Трубайчук, формулирует понятие компетентность следующим образом: « Это приобретаемые ребёнком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество, ценные для его последующей жизни - умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, к согласованию её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость."

        Права ребёнка определяются и формируются на основе выделенных и закреплённых видов компетенций, сообразных социальным ожиданиям и культуре, сообразных реальным возрастным и индивидуальным возможностям конкретного ребёнка.

        Компетенции являются гарантом обеспечения активного участия ребёнка в образовательном процессе. Ребёнок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребёнок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем проекте.

Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор - работать одному в подгруппе ( команде ), то есть в партнёрстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнёром, но может быть, в равной степени и воспитатель, и помощник воспитателя, логопед или другой специалист ДОУ и родители.

Игровая деятельность, как особый вид деятельности дошкольников.

Интересны выводы А.В.Запорожца и его сотрудников Д.В.Менджерицкой и А.П.Усовой о значении игры в становлении личности ребёнка, развитии его взаимоотношений со взрослыми, в возникновении и совершенствовании новых движений, являющихся прологом к сознательным физическим упражнениям.

Особое значение имеют исследования В.В.Давыдова и Е.Е.Кравцовой, касающиеся развития в игре одного из базовых новообразований дошкольного возраста - воображение. Е.Е.Кравцовой были предложены новые подходы к изучению воображения, сформулирована логика и способы его развития в дошкольном возрасте, позволяющие уйти от шаблонности игры, оставляя место творчеству и развитию.

Как известно, навык нужен во всём, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию.

        Для таких игр нужно специально выделять время. Научиться создавать различные модификации.

Примеры игр.

Игра - саморегуляции.

1."Как научиться сидеть спокойно".

2."Слышу- вижу - понимаю.

Игра на развитие внимания.

1."Хлопки".

2."Небо - вода - земля".

3."Актёры и режиссёр"

Пластические игры на развитие внимания и саморегуляции.

Они развивают выразительность пластики, фантазию, а кроме того, прекрасно концентрируют внимание детей. Ценность пластических игр заключается также в том, что они дают детям возможность организованно и под музыку какое-то время подвигаться. Ребёнок создаёт пластический образ

( животного, насекомого, птицы или явления природы). В этом образе ему нужно научиться выражать характерные признаки ( тяжёлый, как слон, лёгкий, как облачко, струящийся ручеёк).

1."Купание в море".

2."Облакоши танцуют".

3."Забавные движения облакош"

Игры - настройки на положительные образы.

Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Они изображают в играх фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.

1."Фея Тишины".

2."Фея Облаков".

3."Волшебник Звёздного Неба".

4."Волшебник Океанского Дна".

Коммуникационные игры.

Игры - модель человеческих отношений, в которые дети в лёгкой, занимательной форме усваивают нравственные ценности. Коммуникационные игры - это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к личности другого. С помощью коммуникационных игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества.

1."Дружный круг".

2."Салки за руки".

3."Страна Дружбы".

4."Ветер танцует".

5."Клоун".

Эстафеты - коммуникации.

Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться.

        Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования должна быть, ориентирована, прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка

Литература:

   1. О.М.Бобиенко «Теоретические подходы к проблеме    ключевых компетенций».

                           

                         2.Л.А.Нефедова, Н.М.Ухова «Развитие ключевых

                                        компетенции в проектном обучении».

                          3.Научно – методический журнал «Методист».

                                             

                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.

Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современн...

Сообщение на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС».

В сообщении раскрывается значение коммуникативного развития детей дошкольного возраста, рассматриваются направления работы различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных навыков, ...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...

Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста методами ОТСМ -ТРИЗ - РТВ»

Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.Концептуальная нап...