Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
статья

Семаева Вера Сергеевна

Дети - волонтеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_no38_doklad_v.s._semaevoy_na_mo_v_ds_no17.docx532.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

в разновозрастных группах ДОО.

Старший воспитатель

МБДОУ д/с №38

В.С. Семаева

      

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОО. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Цель педагогической технологии «Дети волонтёры» - развитие дошкольного волонтерского движения в ДОО, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

-развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

-создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.

C:\Users\детский сад\Desktop\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА\Сайт Богуш\20171127_111621 (1).jpg  C:\Users\детский сад\Desktop\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА\Сайт Богуш\фото Богуш\DSC_6972.JPG

В нашем детском саду № 38 социализация воспитанников начинается с использования в работе педагогической технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Особенно актуально использовать данную педагогическую технологию в малокомплектных детских садах в которых имеются только разновозрастные группы.

Организацию волонтерского движения в условиях нашего малокомплектного детского сада стали реализовывать  на основе проектного метода «Делай добрый дела». На  начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали план мероприятий, провели ряд бесед: "Кто такие волонтеры?", «Что такое волонтерство», "О возможности стать волонтерами для малышей", «Что такое  добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.  

Данный вид деятельности интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех разновозрастных групп, заинтересовал родителей, которые в дальнейшем были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. 

http://xn----38-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/07/22-300x272.jpg http://xn----38-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/11/431.jpg http://xn----38-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/07/32-225x300.jpg

Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая  младшим дошколятам, у старших детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания,  совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время  прогулки, когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада, совершая совместные экскурсии и наблюдения в природе. Старшим дошкольникам нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть данного движения.

Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного  взаимодействия с социумом стало проведение различного рода акций: «Покорми птиц зимой», «Наши добрые сердца», «Твори добро», «Подари радость ближнему» и другие. Благодаря таким акциям мы произвели сбор посылки ветеранам Великой Отечественной войны, создали дидактическое пособие «Бизиборд – умная игрушка» для ребенка с ОВЗ, изготовили кормушки, скворечники для птиц, сдали 350 кг. макулатуры, приобрели памятные подарки ветеранам педагогического труда и поздравили с Днем дошкольного работника, в книжной мастерской создали книжки-малышки и подарили их малышам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание,  милосердие к окружающим.

http://xn----38-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/02/245-300x200.jpg  C:\Users\детский сад\Desktop\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА\Сайт Богуш\ДОУ 38.JPG

Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Волонтерское движение  при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества в целом, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

В результате использования в работе ДОО педагогической технологии «Дети-волонтеры» можно сделать вывод:

— участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность;

— они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

— они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...