Консультация "Роль игры в развитии ребёнка или пять советов педагогам"
консультация

Цветкова Наталия Борисовна

Игра занимает важное место в жизни ребёнка, являясь основным источником его самостоятельной деятельности. Исполняя разные роли, ребёнок охватывает различные виды деятельности, что способствует развитию его мыслительной способности, восприятию другой точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsltatsiya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль игры в развитии ребёнка или пять советов педагогам»

         Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка» (Л.С.Выготский). Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые. Сюжетные игры имеют большое значение в психическом развитии ребёнка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желание и действия других, отстаивать своё мнение, при необходимости настоять на своём, а также совместно строить и реализовывать свои планы. Исполняя разные роли, ребёнок охватывает различные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию его мыслительной способности, восприятию другой точки зрения.

         Умение играть не является врождённым. Как возникает ролевая игра? Надо ли учить ребёнка или это процесс происходит сам по себе? С раннего детства мама играет с ребёнком в игры-манипуляции или игры-забавы. Ребёнок принимает пассивное участие, затем под проговаривание знакомых слов сам выполняет действие. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссёрской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой: кубик – машинка, коробка – гараж. В этом виде игры ребёнок приобретает важное умение – видеть целое без составляющих элементов, таким образом  развивается его воображение.

         Когда ребёнок становится старше, у него появляется потребность копировать не только действия, но и поведение взрослых, он учится использовать предметы не только по прямому назначению, но в соответствии с замыслом игры. Игра становится более продолжительной, возрастает количество выполняемых действий. Отношения между исполнителями ролей чётко определяются ещё до начала игры и становятся её основной линией. У детей старшего дошкольного возраста игра предварительно совместно планируется, обговариваются её правила, дети внимательно наблюдают, насколько действия игроков подчиняются общепринятым правилам поведения. Необходимо помочь детям научиться играть и овладеть сюжетно-ролевыми играми. Нужно поощрять все проявления его инициативы и фантазии, периодически проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего возраста близки и понятны сказки о взаимодействии животных с людьми, в этом возрасте дети охотно играют в роли животных. В среднем дошкольном возрасте детям более интересен мир человеческих отношений, они с удовольствием играют в сказочных принцесс и принцев, в старшем дошкольном возрасте у ребят возникает интерес к волшебным сказкам.

           Наблюдая за детской игрой, можно сделать определённые выводы об особенностях развития и психического состояния ребёнка, его эмоциональном настроении и темпераменте. Управляя детской игрой, можно влиять на взаимоотношения детей со сверстниками и формировать их мировоззрение.

         Однако управлять детской игрой не так  просто. В педагогической практике известно немало случаев, когда включение  взрослого в детскую игру приводило к её разрушению, то есть дети прекращали играть. Вместе с тем психологи позитивно оценивают роль педагога в руководстве игровой деятельностью, если дети сами, по собственному желанию приглашают его играть, и игра при этом не затихает, а напротив, обогащается и развивается. Такое доверие детей к взрослому наблюдается в тех случаях, когда педагоги знают и соблюдают основные правила управления детской игрой.

         Обогащайте ребёнка яркими впечатлениями, расширяйте его знания об окружающем, знакомьте с разными профессиями, совершайте для этого с детьми интересные прогулки, экскурсии, организуйте наблюдения. Создавайте условия для детских игр не только в виде определённых тематических зон, но предоставляйте возможность уединиться на время. Читайте детям книги с захватывающим содержанием, периодически организовывайте обыгрывание понравившихся сюжетов. Предусматривайте для игр различные дополнительные материалы, которые могут быть использованы как предметы-заместители в соответствии с замыслом ребёнка. Наблюдайте за складывающимися в играх взаимоотношениями детей. При необходимости организуйте обсуждение прошедших игр, фиксируя внимание детей на положительных поступках ребят, исполняющих различные роли. Для того чтобы игра была интересна детям, воспитатель должен быть ею увлечён, а это происходит, когда он готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, открыто исправляя свою ошибку. Тогда возникает равноправие в игре, тогда возникает союз. Развивать и укреплять этот союз воспитателей и детей в ходе игры могут помочь пять советов.

      Первый совет: Быть готовым к собственным промахам. Какое бы предложение ни высказал педагог, он должен исходить из реальных возможностей данной группы, поэтому нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно принесёт запланированные достижения.

        Второй совет: Не разжёвывать смысла задания. В социально-игровых заданиях доля самостоятельности раз от раза должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» - это, наверно просто поосторожничал, поленился или подумать, или попробовать.

          Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить своё внимание всё неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем верный вариант, запланированный воспитателем.

           Четвёртый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки. Самая «страшная» неприятность – отказ  некоторых детей от участия в предложенной игре – снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких  упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе. Столкновение с детским отказом перестаёт быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку данную ребёнком.

            Пятый совет: Умей радоваться шуму. Часто у педагога возникает недовольство лишним шумом, естественным при повышенной активности детей. Нужно давать себе отчёт: «вреден» ли этот шум? Часто шум происходит от работы подготовки на местах, такому шуму нужно радоваться, так как задание педагога вызывает у детей желание работать, и поэтому с интересом самому включиться в работу детей, помогая каждому своим ненавязчивым советом.  

Литература:

А.В.Калинченко, Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Н.Михайленко, Н.Короткова  «Организация сюжетной игры в детском саду»

О.В.Лещинская-Гурова «Психологическая готовность детей к игровой деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития ребёнка".

Не смотря на занятость родителей, всё равно многих из них интерисует как развивается их малыш. В какие игры можно поиграть, чтобы ребёнок рос не толькоздоровым, но развитым? В этой консультации и пред...

Роль ролевой игры в развитии ребёнка.

Ролевая игра - это игра в кого- то , т.е воспроизведение действий. Ребёнок всегда сопереживает герою роль которого он играет, а потому он как-бы переживает в своём воображении события , происходящие с...

Консультация для родителей По теме : "Значимость игры в развитии ребёнка"

Игры традиционно связывают с детством и описывают её как деятельность в условной, воображаемой ситуации....

Статья «Роль игры в развитии ребёнка»

Рекомендации для родителей...

Игры для развития мелкой моторики малышам. Советы для мам.

Игры  и игровые упражнения для развития мелкой моторики  детей первого года жизни....

Игра на развитие предикативного словаря "Пять действий"

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовёшь больше пяти слов, ты победитель. Шоколад, книга, простыня, кусок мяса, лимон, огурец, клей, карандаш, компьютер, лине...