Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Голубкова Татьяна Владимировна

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубкова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №87 Приморского района

Санкт-Петербурга

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости

 у детей старшего дошкольного возраста

     В Федеральном Государственном Образовательном стандарте (принят 17.10.2013

№ 1155 МИНОБРНАУКИ «Об утверждении Федерального Государственного  Образовательного Стандарта дошкольного образования») обозначен планируемый уровень развития интегративных качеств ребенка к окончанию дошкольного детства.     Первым среди указанных является такое качество, как «физически развитый».        Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количество движений, совершаемых ими в течение дня, ниже нормы.

     В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, у компьютера, играют в тихие игры на полу или за столом). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижение работоспособности скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку развития, быстроты, ловкости, координации движений, гибкости, силы и выносливости. Физически ослабленные дети быстро утомляются, у них снижен эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на умственную работоспособность.

     Из этого следует, что нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса.

     Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение движений.

     Подвижная игра – это сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.  При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Для подвижных игр характерно наличие и нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

     Особо следует отметить значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

   

     Большинство подвижных игр требует быстроты.

     Быстрота - важное физическое качество человека, которое выражается в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок, определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.    

     При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:

1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;

2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;

3. Упражнения недолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;

4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

     В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения

1) Для развития быстроты реакции используются:

- старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.

- чередование основных движений: ходьба - прыжки, прыжки - приседания.

- изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.

- изменение интенсивности движений: ходьба - бег интенсивный, бег медленный - бег с ускорением.

2) Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:

- бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;

- бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад;

- бег с ускорением.

3) Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:

- бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);

- бег скрестным шагом по обручам.

     Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.

     Ловкость – качество, которое позволяет ребёнку быстро усваивать новые движения в их сочетании, в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро, правильно и находчиво.
    Ловким можно считать ребёнка, который может быстро выполнять правила подвижных игр и игровых заданий, учитывая изменяющие условия.
Ловкость нужна при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях

     Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно.

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.

     В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

- применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения - сидя, лёжа, стоя на коленях и т.д.;

- изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

- выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3-4 человека;

- более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т.д.;

- использование упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

     Методические приемы, повышающие проявление двигательной координации и ловкости
1.Применение необычных исходных положений и быстрая смена различных положений.
2.Изменение скорости и темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений
4.Использование упражнений с различными предметами, использование предметов в основных движениях. Предметов должны быть различной формы, массы, объёма, фактуры.
5.Выполнение согласованных действий несколькими участниками
6.Более сложное сочетание основных движений
7.Усложнение условий подвижных игр.
    Упражнения на ловкость проводят непродолжительное время в начале двигательной деятельности, так как они требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённого внимания.

     Подбирать подвижные игры рекомендуется согласно возрасту и вводить постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями. Таким образом, подвижные игры являются одним из главных условий развития физических качеств ребенка в старшем дошкольном возрасте. Игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета. В подвижных играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе активной деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физич...