Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Орлова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается проблема развития двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Орлова Е.С., воспитатель

Дошкольного отделения «Юнтолово»

ГБОУ СОШ № 438 Приморского района

Санкт-Петербурга

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста

По последним данным, полученных из разных компетентных источников, в последнее время состояние здоровья дошкольников ухудшилось: увеличилось количество детей имеющих различные психосоматические отклонения в состоянии здоровья. Тенденция понятна:  ухудшение экологической обстановки, высокий уровень урбанизации, и,  как ни странно, технический прогресс. Жизнь не стоит на месте и вносит свои новшества и коррективы, сегодня все реже можно увидеть во дворе детей, играющих в подвижные игры. На смену увлекательным коллективным подвижным играм во дворах пришли компьютерные игры, круглосуточные детские телеканалы. Многие родители, для успешности своих детей в будущем, считают важным развивать интеллектуальную сферу, уделяют внимание эстетическому воспитанию, эмоциональному восприятию ребенка. Тем самым нарушая баланс полноценного развития. Вследствие этого, двигательный опыт детей находиться в стагнации. На фоне этой ситуации проблема физического развития дошкольников посредством подвижных игр особенно актуальна и значима.

Общеизвестно, что многие специалисты в области педагогики, психологии, медицины научно обосновали благотворное влияние подвижных игр на формирование и становление личности ребенка в целом.
             Одной из главных задач, которую ставит перед педагогами образовательный стандарт, является развитие творческой инициативы, различных способностей ребенка. На сегодняшний день именно подвижная игра – самый простой и доступный, и в то же время наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, в котором активно участвует сам ребенок. Кроме того, игра имеет преимущество перед другими методами, поскольку она связана с инициативой, творчеством, способствует развитию интеллекта и обогащению двигательного опыта детей, поскольку является ведущей деятельностью дошкольников. В игре используются естественные движения, большей частью в развлекательной и ненавязчивой форме. Игра соответствует законам, заложенным самой природой в развивающемся организме малыша. И поэтому является естественным проявлением жизни ребенка.

Важнейшими факторами оздоровления человека являются положительные эмоции.

Для ребенка подвижная игра — это, прежде всего, радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому подвижные игры, с элементами состязаний, удовлетворяют потребности в движении у детей, воспитывают у них волевые качества, чувства коллективизма, формируют умение следовать определенным правилам. Педагоги знают, что достаточное заполнение свободного времени детей подвижными играми помогает общему и всестороннему развитию дошкольников. Особое значение подвижных игр заключается в том, что они доступны людям самого разного возраста. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязательным элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры — важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия.

Проявление ловкости - это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально - нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать сложные двигательные действия, и способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. А так же, воспитание ловкости невозможно без воспитания повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

Быстрота определяется как способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота необходима для формирования и совершенствования бега, прыжков, метания, в подвижных играх, для успешного овладения многими видами спортивных игр. Также быстрота способствует развитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения и подвижные игры для проявления быстроты.

Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. При проведении подвижных игр, развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.

Подвижная игра, как двигательная деятельность, обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков. В процессе игры ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Он действует целеустремлённо, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно.  Поэтому в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей-дошкольников.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости детей среднего дошкольного возраста...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физич...