«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сачавская Светлана Анатольевна

 

«Использование  здоровьесберегающих  технологий

 на занятиях  хореографией»    

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их  духовная жизнь,

умственное развитие,   прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         В. А. Сухомлинский.

 

В настоящее  время  здоровьесберегающие  технологии  являются одним из важнейших методов  оздоровления  подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление  здоровья, формирование  здорового образа жизни обучающихся.

В связи с этим происходит модернизация образовательного процесса, в основе которого лежат инновационные методы и технологии.

Разработкой  программ  совершенствования  и развития  методов направленные  на оздоровление подрастающего поколения, осуществляется педагогами, овладевшие   новыми технологиями обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

«Использование  здоровьесберегающих  технологий

 на занятиях  хореографией»    

 

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит

                                                    их  духовная жизнь, умственное развитие,

                                                          прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                           В. А. Сухомлинский.

Цели:   Обогащение содержания  хореографического  развития  различными видами  здоровьесберегающей  деятельности, повышение эффективности.

Пути решения:

 - Подобрать методическую литературу, освещающую данную тему.

 - Изучить литературу по данной проблеме;

 -  Проводить образовательную  деятельность с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;

 - Систематизировать материал по данной теме для дальнейшего использования.

Задачи для детей:

  1. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.

Литература:

1.«Развивающие игры, как здоровьесберегающая основа» Т. Лобановой,  2.«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, 3.«Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой,

4. Программа «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;

5. Технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья»  

В настоящее  время  здоровьесберегающие  технологии  являются одним из важнейших методов  оздоровления  подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление  здоровья, формирование  здорового образа жизни обучающихся.

В связи с этим происходит модернизация образовательного процесса, в основе которого лежат инновационные методы и технологии. 

Разработкой  программ  совершенствования  и развития  методов направленные  на оздоровление подрастающего поколения, осуществляется педагогами, овладевшие   новыми технологиями обучения и воспитания.

Большие физические и эмоциональные нагрузки,  плотный учебный график,  малоподвижный образ жизни,  несбалансированное питание – приводят к ослаблению  детского организма,  к нарушению опорно-двигательного аппарата  и к серьёзным функциональным  заболеваниям.

Занятия  хореографией   широко и глубоко захватывают различные сферы личности ребенка, эффективно воздействуют на эмоционально-психическое и физическое развитие и предоставляют огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей, формируют необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

В  учреждения  дошкольного  и   дополнительного образования приходят дети с различными психологическими и физическими данными,  поэтому возникает  необходимость  включать в  занятия  хореографией   комплекс упражнений  коррекционной  гимнастики,  которые  формируют у детей правильную  осанку и координацию движений,  развивают навыки двигательной  активности  и ориентирование  в пространстве.

Главным  условием   здоровьесберегающих   технологий   является четкая организация занятий,  дисциплина,  основанная на точном соблюдении  объяснений  и рекомендаций  педагога, которые  сочетаются с предоставлением  детям  самостоятельности  в действиях  при выполнении заданий.

Обучение   хореографии   построено  от  простого к  сложному,  от самовыражения до участия в общем танце, стимулируя в детях творчество и инициативность.

Применение   доровьесберегающих   технологий  способствует укреплению  мотивации  на изучение  предмета хореографии,  помогает создать  положительные  эмоции,  увидеть  индивидуальность  детей  в процессе обучения.

Целевые ориентации  здоровьесберегающих  технологий:

 - Формирование культуры здоровья;

- Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.

Задачи:

- не навредить, найти золотую середину;

- научить относиться к своему здоровью с уважением.

Здровьесберегающие  технологии  можно поделить на 2 категории:

- физическое здоровье;

- психологическое здоровье.

Чтобы сохранить физическое здоровье воспитанников,  применяются следующие формы   здоровьесберегающей технологии:

1.Подвижные музыкальные игры.

2.Партерная гимнастика.

3.Дыхательная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

      5. Самомассаж.

1.Подвижные музыкальные игры, имеющие мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм дети на  занятиях освобождаются от страха, агрессии, нарушения поведения.

2.Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, направить силу мышц, выработать правильную осанку. Это гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания.

 3.Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движением; чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать.  Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.  Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

4.Пальчиковая гимнастика  является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи выступает формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

5. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.  Выполняя упражнения  самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение.  Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

  Правила методики преподавания  здоровьесберегающих технологий в хореографии.

1. Необходимо выбирать упражнения, соответствующие степени подготовленности и физическому развитию детей.

2. Обязательно соблюдать методику выполнения и четко объяснять суть упражнения.

3. При выполнении  травмоопасных  упражнений должна быть соблюдена полноценная страховка.

4. Для занятий необходима хорошая подготовка специальной одежды, обуви и снятие всех элементов бижутерии;

5. Следует следить за исправностью оборудования, необходимого для занятий.

6. Во время занятий необходимо пить достаточно воды.

7. Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку, чередуя напряжение и расслабление  психомышечной системы.

Психологический комфорт в коллективе не менее важен, чем физическое здоровье.

Территория доброты - можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от абстрактности и дарить свою доброту вполне конкретным  Таням, Машам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.

Территория успеха - (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности находить поводы и причины восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих, искренне находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь.

«Территория радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным  здоровьесберегающим  результатом, но и замечательная

психолого-педагогическая программа воспитания.

Во время хореографических занятий использование  здоровьесберегающих   технологий оказывают большое влияние на эмоциональные разрядки,  что способствует нравственному здоровью детей, создают потребность ребенка в активной деятельности, формирует поведение ребенка в отношениях с другими детьми, создает устойчивое понимание, что занятия хореографией способствуют поддержанию здоровья и развития тела.

Предмет хореография способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся,  что является своевременным и актуальным.

• занятия хореографией являются  профилактикой заболеваний  сердечно - сосудистой системы;

• улучшается осанка, гибкость, выносливость;

• вырабатывается привычка заниматься физическими упражнениями;

• хореография - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов.

Данные  здоровьесберегающие  технологии с программными требованиями обучения хореографии оказывают положительное влияние на организм детей, делая их более раскрепощёнными, собранными и сообразительными, помогают сохранению, формированию и укреплению психофизического здоровья детей, выработки веры в свои силы, настойчивости, организованности, увлеченности, активности и трудолюбия.

Ожидаемые результаты:

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

В  физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме.

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.

В нравственном плане – честен, самокритичен.

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Результативность использования  здоровьесберегающих технологий  на танцевальных занятиях по хореографии  с детьми  старшего дошкольного возраста:

 - Изучение литературы;

 - Систематизация  материала по данной теме для дальнейшего использования;  

 - Проведение образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;

- Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей;

- Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве);

- Совершенствование танцевальных навыков и умений.