Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет «Две Феи»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тишина Наталья Михайловна

Конспекты занятий для дошкольшиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.57 КБ
Файл konspekt_dve_fei.docx18.43 КБ
Файл femp_sr_gr.docx17.56 КБ
Файл proekt_vot_kakie_raznye_slova.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ

 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С  развитием информационных технологий появилась возможность изменить традиционную образовательную деятельность в детском саду и сделать её более насыщенной, яркой, увлекательной.

Компьютерные презентации являются самыми доступными для педагога.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать  занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. Такие занятия вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия

Воспитатель имеет возможность создать презентацию, учитывая особенности детей дошкольного возраста, цели и задачи конкретной образовательной деятельности.

Задачи, стоящие перед воспитателем на занятиях по развитию речи – это

1. Развитие словаря, закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим миром.

2. Формирование грамматической стороны речи;

3. Воспитание звуковой культуры речи;

4. Формирование диалогической речи и монологической речи

5. Подготовка детей к обучению грамоте

Рассмотрим возможности использования презентации по развитию речи детей. Презентации имеют ряд преимуществ:

‒ повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

‒  появление возможности моделировать объекты и явления;

‒  развитие наглядно-образного мышления дошкольников;

‒  индивидуальный подход в обучении и воспитании;

Содержание презентаций должно быть направлено на быстрое освоение материала  за счет зрительного восприятия.

Например:

  •  «Творческие рассказы детей» (презентация повышает мотивацию воспитанников к составлению рассказа по заданной теме).
  • Использование слайдов для физминуток на занятиях;
  • «Нахождение звука в слове» (наглядный материал презентации способствует обучению дошкольников звуковому анализу слов, подготавливает к овладению грамотой);
  • «Найди два предмета с одного звука» ( развивающая игра, целью которой является развитие внимание и речь.)
  • Ребусы (развитие внимания, мышления)

Эффективность использования компьютерной презентации в образовательной деятельности по развитию речи подтверждается следующими позитивными факторами:

  • у ребят появляются мотивация к участию в образовательной деятельности;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются зрительное внимание и зрительная память;
  • дети лучше воспринимают предлагаемый материал за счет того, что компьютерные презентации несут в себе образный тип информации, доступный восприятию дошкольников.

Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе компьютерной презентации в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речи детей дошкольного возраста значительно повышается.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты
1.Тренируется внимание и память;

2. Раньше овладевают чтением и письмом;

3. Активно пополняется словарный запас;

4. Формируется тончайшая координация движений глаз;

5. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6. Развивается воображение и творческие способности;

7.Развиваются элементы наглядно-образного мышления;
     Интеллект ребенка напрямую связан с уровнем развития речи. Чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. Кроме того, в дошкольном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении.

         Но для использования на занятиях презентаций необходимо иметь в группах соответствующее оборудование.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познавательному развитию для детей 5-6 лет

«Две Феи»

      1.Задачи на  развитие познавательных способностей: формировать способности видеть возможности усовершенствования предметов, развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в составлении целостного образа по отдельным частям;

2.Задачи на развитие связной речи: закрепить умение составлять описательные рассказы, придумывать имена фантастическим животным;

3.Воспитательные задачи: заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик; учить выражать свои чувства мимикой; формировать доброжелательность в общении.

Воспитатель

Тише, тише, тишина…

Сказка к нам идет сама.

Ветерок прохладный веет,

В сказку дверь открыли феи

И вот предстали перед нами

Фея добрая и фея злая.

            На этих фей вы посмотрите…

            Фею добрую мне  покажите.

(Дети показывают движениями и мимикой добрую фею)

Воспитатель

А теперь покажите, какая?

Фея не добрая, а очень злая…

(Дети показывают движениями и мимикой злую фею)

Воспитатель

Очень точно вы показали злую фею, я даже испугалась немного.

А что можно нам совершить,

Чтобы злую фею в - добрую превратить…  

Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель

А еще можно для Феи стихотворенье сочинить.

И это стихотворенье – в песню превратить.

Я начинаю стихотворение, а вам нужно закончить его.

  1. Сочинение стихотворения и пение его Феи:
  1. На лесной проталинке

Вырос цветик…..маленький.

Прячется в валежник

Беленький…..подснежник.

Давайте все вместе расскажем стихотворение Фее.

А кто попробует это стихотворение – в песню превратить. (Дети повторяют)

          Стихотворенье мы сочинили,

           Песню Фее подарили.

           Но вы еще, про букет мне говорили

           Для букета нужно нам цветы собрать,

           А для этого заданья выполнять.

И для начала построим  мы для Феи дом

Задание Построим для Феи красивый дом

(Дети выполняют задание на магнитной доске, используя блоки. Строим стены: Б2, Б3, В1, В3, Г1, Г2, Г3, крышу – Б4, В4, Г4)

Один цветок для букета у нас есть.

             Для Феи дом построили, ей песню сочинили,

             Но еще не все ей подарки подарили.

            Я предлагаю подарить ей необычное животное.

Задание  «Необычное животное»

    (дети складывают животное, используя разрезные картинки)

    Как же назовем мы наше животное?

Мне очень понравилось это сказочное животное. А как оно двигается, вы можете показать?  Еще один цветок для нашего букета. (Показывает цветок)   

         - Предлагаю подарить Фее сказку.  Какая она будет? Давайте посмотрим.

Задание  «Расскажи сказку»

(Дети раскладывают картинки, 4-5 картинок, и рассказывают по ним сказку.)

И еще цветок для нашего букета. А следующий цветок я думаю, нам будет не так просто добыть.

Исследовательская деятельность: «Как распускается цветок»

 (Сложенный из бумаги цветок должен распуститься в воде. На столе стоит поднос с водой и поднос с землей. Цветок, брошенный в воду раскрывается, бумага намокает, заставляя раскрыться лепесткам; в земле этого не произойдет.)

Еще цветок для нашего букета.

Подарков много мы подарили.

Скажите, Фею в добрую уже превратили?

  1. Говори наоборот

Фея по прежнему злая –

Дети -  нет добрая

Страшная – красивая

Грубая – ласковая

Жестокая – нежная

Вредная- хорошая.

          Фею в добрую -  мы превратили

           Но еще один подарок ей не подарили.

          Волшебный колпак украсим цветами.

           А как будем украшать, вы решите сами.

Продуктивная деятельность: «Укрась волшебный колпак».

Дети дарят Фее украшенный колпак.

Фея (злая)

Стал прекрасен мир вокруг

Я как-то изменилась вдруг

Очень благодарна я,

Вам за добрые дела.

Фея (добрая)

Теперь с сегодняшнего дня

Есть подруга у меня.

Вас искренне благодарю

И подарок вам дарю.

Воспитатель:

Ветерок прохладный веет

В сказку закрывает двери.

С сказкой нам пора прощаться  к себе в группу возвращаться.



Предварительный просмотр:

"Приключение звездочки"

(рисование + математика)

Программное содержание:

Уточнить знания детей о времени года, Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 5. Умение соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение доводить начатое дело до конца. Рисование звездочек мелом на доске.  Учить видеть и ценить прекрасное. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать с улыбкой.

 «Доброе утро, солнце!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, земля!

Воспитатель: Сегодня, я расскажу вам сказку. Итак… слушайте.(Слайд)

В давние времена небо по ночам было совершенно тёмным, и жила там одна единственная крошечная звёздочка. Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе одна – одинёшенька. И от этого ей становилось грустно. Звёздочке очень хотелось иметь сестёр, чтобы любить их и дарить им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику. (Слайд).  Спустилась звёздочка пониже и спросила: «Можешь ли ты мне помочь?» Волшебник был старым и мудрым, он хорошо знал, что такое одиночество. А как вы, ребята думаете, что такое одиночество? (ответы детей). Волшебник решил помочь звездочке. Но как только он взмахнул волшебной палочкой, палочка вдруг сломалась. Что же делать? Нужна была новая волшебная палочка, и отправил волшебник звёздочку к волшебному вековому дубу за новой палочкой. И звёздочка отправилась в путь.

По дороге она встретила медведя (слайд) который собирался спать.

  • "Какое же сейчас время года?" ( ответы детей)
  • Какие признаки зимы вы знаете?
  • В какое время года спит медведь?
  • Как называется дом медведя, в котором он спит зимой?

Полетела звёздочка дальше и вдруг она увидела лисичку, (слайд) которая шла в школу,  Она должна научиться правильно, составлять числовой ряд от 1 до 5. Помогите ей сделать это.

Молодцы ребята, помогли лисичке, и она хочет с вами поиграть.

Игра « Какой цифры не стало».

  • Посчитайте про себя, сколько предметов нарисовано и покажите нужную цифру. (Слайд)
  • Какой цифры не стало?

Отправилась звёздочка дальше.

Но тут дорогу ей преградили зайчата, они были очень веселы. (Слайд) Они одели белые шубки и радовались снегу. «Поиграй с нами, звёздочка, поиграй! Давайте и мы с вами поиграем.

Физминутка

Как живёшь?

Вот так!

А плывёшь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Вдаль глядишь?

Вот так!

Ждёшь обед?

Вот так!

Машешь вслед?

Вот так!

Утром спишь?

Вот так!

А шалишь? Вот так!

( дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Звёздочка очень торопилась, так бежала, что не увидела маму Зайчиху, которая несла полное блюдо печенья, которое она напекла для всех своих зайчат. Она столкнулась с ней, и всё печенье рассыпалось. Давайте поможем его собрать и скажем у кого какой формы печенье. (Дети собирают геометрические фигуры и дают им характеристику.)

Прибежала звёздочка к волшебнику, принесла ему дубовую веточку, но как волшебник ни пытался, не смог он сделать новую палочку, видно забыл волшебные слова. Загрустила наша звёздочка: «Неужели я так и останусь на небе одна – одинёшенька, и горько, горько заплакала.

  • Давайте ребята поможем звёздочке. У нас есть волшебное полотно, на котором мы нарисуем сестрёнок для нашей звёздочки. Дети рисуют звёзды.

Итог:  Ребята, какие красивые звездочки появились на нашем небе. Какой путь проделала звездочка, чтобы появились наши звездочки?



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ   «Такие разные слова»

Авторы проекта – Тишина Н.М.,  Кулюкина Н.Ев., воспитатели группы комбинированной  направленности для детей от 6  до 7 лет №1 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»

Целевая группа – воспитанники группы комбинированной направленности для детей от 6  до 7 лет №1 «Пчелки».

Время реализации:  с 01.09.2019г.  по  25.05.2020г..

Проект:

  • по доминирующему методу – познавательно-речевой;
  •  по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой;
  • по продолжительности  - долгосрочный;
  • предмет исследования: организация образовательной среды обеспечивающей расширение словарного запаса у детей.

В работе над проектом участвуют:

  • дети 6-7  лет;  
  • воспитатели;
  • учитель – логопед;
  • педагоги дополнительного образования;
  • музыкальный руководитель;
  • родители (законные представители) воспитанников.

Образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Актуальность проблемы:

Полноценное владение речью  предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами.  Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как  это связано с более полным осознанием детьми слов, которыми они уже пользуются.

Словарный запас дошкольников с недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова.  Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Противоречия:

  • между нарастающей потребностью в расширении лексического запаса слов дошкольников и существующими традиционными формами работы по развитию речи

Проблема:

Дети с недоразвитием речи отстают от возрастной нормы других дошкольников, поэтому важно формировать у детей интерес к русскому языку, знакомить с многообразием слов русского языка.

Цель: формирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка. 

Задачи:

  • повышение  уровня языкового развития детей;
  • правильное и осознанное  употребление детьми слов различных категорий;
  • умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • умение использовать в речи  синонимы, антонимы, многозначные слова, «упрямые слова»;
  • умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением, сложные слова, подбирать слова-рифмы;
  • создание положительной эмоциональной обстановки; 
  • воспитание  любви и интереса к речи, слову.

Гипотеза проекта:  предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

Этапы проекта:

•  Организационно – подготовительный

•  Практический – основной

•  Заключительный – обобщающий

1 этап -  Организационно-подготовительный

  • изучение методической литературы;
  • подбор, пособий, игр, заданий, иллюстративного материала для работы с детьми;
  • изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам развития речи детей;
  • составление плана мероприятий в рамках реализации проекта;
  • определение объёма и содержания работы для внедрения проекта;
  • определение и формулировка ожидаемых результатов;
  • выбор форм работы с детьми и родителями;
  • привлечение родителей к сбору наглядного материала и необходимой литературы по теме проекта;
  • обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с                                                                            проведением проекта, оформления и представления результатов.

2 этап –  Практический

  • организация предметно-пространственной развивающей  среды, способствующей реализации цели и задач проекта;
  • проведение мероприятий в рамках реализации проекта;
  • игровая, трудовая, продуктивная, музыкально – театрализованная деятельность с детьми;
  • разработка конспектов интегрированных занятий.

Формы работы:

Занятия, наблюдения, беседы, экскурсии, чтение и заучивание произведений, рассматривание картин.

Методы и приемы обучения:

  • поисковые методы
  •  словесные
  • практические
  • наглядные
  • игровые упражнения
  • дидактические  и сюжетные игры

3 этап – Заключительный

  • анализ и оформление результатов проекта;
  • оформление альбома «Такие разные слова»;
  • итоговая викторина «Раз словечко, два словечко…»

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей интереса к родному языку,
  • правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;  их точное использование по смыслу,
  •  использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, «упрямых» слов, сложных слов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением.
  • Создание совместно с детьми и родителями  альбома «Такие разные слова»; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.       

РЕАЛИЗАЦИЯ    ПРОЕКТА   «Такие разные слова»

Структура проекта.

Проект «Такие  разные слова»  состоит из двух частей.

I часть.  «Всему название дано…»

Он включает в себя разделы:

  1. Слова – предметы.
  2. Слова – признаки.
  3. Слова – действия.

II часть.  «О чем говорит слово»

1. Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

2. «Слова наоборот» (антонимы).

3. «Слова приятели» (синонимы).

4. Многозначные слова.

5. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).

6. Сложные слова.

7. Родственные слова.

8. Слова – рифмушки.

Месяц

Тематические мероприятия

Цели

Сентябрь

Разработка конспектов занятий; подбор пособий, игр, заданий, иллюстративного материала для работы с детьми.

 Применение речевых игр в режимных моментах дня.

дать  представление, что такое речь; понятие «слово, предложение, живое, неживое», познакомить с последовательностью слов в предложении, познакомить со схемой предложения

Октябрь

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Слова – предметы»

«Слова – признаки»

«Маленькие слова-предлоги»

дать понятие о словах-предметах, словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных с существительными: тренировать детей в составлении простого распространённого предложения; Познакомить детей с понятием предлог;

формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога, 

 Активизировать количественный рост словаря, и качественное обогащение словаря.

  Ноябрь

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Слова – действия», «Что такое приставка?».

Индивидуальные консультации: «Что такое – трудные слова?» (нарушение слоговой структуры слова у детей)

дать понятие слово – действие; уточнять и расширять глагольный словарь;

Познакомить детей с понятием приставка;

упражнять в образование глаголов с приставками, уточнить значения полученных слов.

Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей (причины, структура).

Приемы речевых игр для коррекции нарушения речи  дома.

Декабрь

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Слова-малышки», «Ласковые слова» «Слова- великаны»

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов- существительных и прилагательных; со словами –великанами.

Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования 

Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Январь

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Слова наоборот» (антонимы). «Слова приятели» (синонимы).

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками

Февраль

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Многозначные слова»

Консультация для родителей «Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей 7-го года жизни»

Познакомить детей с понятиями «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название)

Развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки)

Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Март

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Упрямые слова» (неизменяемые существительные)

«Сложные слова»

Дать детям понятие «неизменяемые существительные» (слова которые всегда произносятся одинаково); 

упражнять в согласовании прилагательных с неизменяемыми существительными: тренировать детей в составлении предложения;

Дать представление о том как образуются сложные слова, упражнять в словообразовании сложных слов из двух простых

Апрель

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Родственные слова»

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов).

Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования 

 Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Май

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий «Слова – рифмушки»

Итоговая викторина «Раз словечко, два словечко…»

дать  представление о понятии «рифма».

Упражнять в подборе слов –рифм, развивать чувство рифмы (придумывание рифмованных строчек, стишков, нахождение «ошибок» и «нелепиц» в заданных стихотворных текстах на слух)

 Закрепление пройденного материала в игровой форме

Литература:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2011 год

Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, издательство «Просвещение №,1984 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».

Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....

Конспект по познавательному развитию«Знакомство детей с дорожными знаками»

Конспект по познавательному развитию                    «Знакомство детей с дорожными знаками»...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Математики"

Продолжать учить называть дни недели, времена года, название месяцев, части суток....

Конспект НОД Познавательное развитие для детей средней группы. Тема: За что спасибо людям говорят.

Цель: Рассказать историю происхождения слова «Спасибо»Довести до сознания детей, что каждый труд нужен, чтобы удовлетворить потребности человека. Учить быть благодарными за заботу....

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....

Конспект ООД познавательного развития для детей подготовительной группы «Солнечная система».

Конспект ОД по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать представления о солнечной системе, разширить  словарный запас....