Консультация для педагогов на тему: «Особенности развития игры у детей 2-3 года развития»
учебно-методический материал (младшая группа)

Васильцова Анна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитете образования

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №84 «Снегурочка»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Консультация для педагогов

на тему:

«Особенности развития игры у детей 2-3 года развития»

Выполнила: воспитатель Васильцова А.Н.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду

деятельности. Она является эффективным средством формирования личности

дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется

потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру

«девятым валом детского развития».

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру,

что ее окружает.

Игра не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального

опыта, а одна из общих сложных способностей человека, определяющих его

развитие. ( Платонов К.К.,1982 г.).

Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.

Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:

- дети играют сами по себе;

- не хотят и не умеют делиться игрушками;

- не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;

- у детей нет взаимопонимания между собой в игре.

Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Все игры призваны помочь детям:

- они вызывают радость от общения;

- учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

- побуждают действовать самостоятельно;

- замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.

Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.

Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой - занятием.

В играх - занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки - вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.

Как педагог дошкольного образовательного учреждения, я активно

применяю в своей работе игры, так как игры оказывают огромное влияние на

формирование психики ребенка, помогают ему подготовиться к «взрослой»

жизни. Разнообразные игры помогают развить память, мышление,

сообразительность ребенка, быстроту реакции и умение мыслить логически.

Кроме того, игры учат малышей общаться. Легче адаптироваться к детскому

коллективу.

При помощи игровой деятельности ребенок учиться познавать окружающий

мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но

и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится

говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться

понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно

изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся

рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли

его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо,

для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или

явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и

послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со

временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и

качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Сюжетно-ролевая игра.

Я начинала игровую деятельность с одноактных манипуляций с предметами,

далее объединяя несколько таких действий в одной игре. Затем, применяя

игровые заместители предметов, дети, наконец более или менее осознанно

воспроизводили последовательные цепочки сюжетных действий.

На этом этапе моя задача- направить активность малышей в нужное русло с

помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.

Дети 2-3 лет очень любознательны, их привлекает все новое, они с

удовольствием наблюдают за действиями взрослых, учатся им подражать. В

таких играх дети отображали обычно те действия, которые совершались

взрослыми и переносили их на игрушки. Можно сказать, «игровое действие

рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием

вызывает игровую ситуацию».

Тематика наших сюжетно-ролевых игр: «Дочки-матери», «Магазин»,

«Строители», «Шоферы», «Паровоз», «Ферма».

Для развития игровой деятельности я изменила среду группы. Чтобы она

соответствовала росту и возрасту детей, подбирала игрушки, которые

обеспечивали бы максимальный для данного возраста развивающий

эффект.

Пространство в группе я стремилась организовывать в виде хорошо

разграниченных зон, оснащенных необходимым количеством

развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, и

пр.). Все предметы доступны детям.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать

интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает

возможность эффективно организовывать образовательный процесс с

учетом индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни

Самообразование на тему "Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни....

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»

В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...

Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...

Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни".

Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни"...

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...