ШМП "ФЭМП"
консультация

Елена Владимировна Заворина

Консультация с обратной связью для молодых педагогов по формироанию элементарных математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmp_femp.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

 ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА-2018 г.

«ФЭМП»

                                                                          Подготовила: Заворина Е.В.

Актуальность проблемы

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образовательный процесс.

"Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. 

 Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время Образовательной Деятельности были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

     Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

  1. . Формирование   системы   элементарных   математических представлений.
  2. Формирование предпосылок математического мышления.
  3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

 

Задание

Участникам предлагается ответить на вопросы:

ВОПРОС 1: Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Вопрос 2: - Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

1.   «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

2.  «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

  1. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  2. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  3.    «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

3 ВОПРОС: - Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

  1. Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Особенности словесного метода:

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;
  • грамотная;
  • доступная;
  • четкая;
  • достаточно громкая;
  • приветливая;
  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

  • грамотная;
  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить);  полными предложениями;
  • с нужными математическими терминами;
  • достаточно громкая...

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • небольшое, но достаточное количество;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • умело пользоваться дополнительными вопросами;
  • давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • на поставленный вопрос;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные...

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

2)  Практический метод 

3) Игровой метод

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребѐнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

ВОПРОС 4: - Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

  • Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
  • Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
  • Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
  • Вопросы к детям.
  • Словесные отчеты детей.
  • Предметно-практические и умственные действия.
  • Контроль и оценка.

Всѐ занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

ВОПРОС 5: - Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

- Быть в достаточном количестве.

- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

 ВОПРОС 6: - Средства ФЭМП

  1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
  2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
  3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

¬ Правильно ли считал ребенок?

¬ Усвоил ли он счет до пяти?

¬ Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки?

¬ В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопрос:

¬ Что неправильно сделал педагог?

¬ Предложите правильное поведение педагога.

3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

¬ Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

¬ Какие ошибки были допущены воспитателем?

¬ Как нужно правильно организовать это занятие?

4) Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(Ответ: В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).