Модель центра речевого развития в ДОУ.
материал

Презентация содержит информацию по оформлению и организации центра речевого развития в ДОУ по всем возрастным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lygoreva_g.v._.pptx526.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: воспитатель Лыгорева Г.В. МБДОУ «Детский сад «Росиночка» Тамбов 2020г . Модель центра речевого развития в ДОУ.

Слайд 2

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребѐнка ; - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи); - подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения); - развитие мелкой моторики и графомоторной функции; - знакомство с художественной литературой.

Слайд 3

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок). Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Слайд 4

Возрастная группа Речевой центр Литературный центр Первая младшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный , сладкий-горький , большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг. Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам , объемом не более 5 листов. Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.). Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками). Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.). Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками. Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.

Слайд 5

Вторая младшая группа 1. Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей. Книги с обычной листовой структурой. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Слайд 6

Средняя групп а 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный , сладкий-горький , большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш) 9. Зеркало или индивидуальные зеркала. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу). Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками. Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года». Открытки для рассматривания по произведениям. Портреты детских писателей. Оформляются тематические выставки. Материал для ремонта книг.

Слайд 7

Старшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д ) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з ) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Портреты детских писателей. Книги, рекомендованные программой. Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми. Энциклопедии («умные» книжки), словари. «Толстые» книжки. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе. Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов. Оформляются тематические выставки. Выставки с рисунками детей на заданную тему.

Слайд 8

Подготови тель ная группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 4. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 5. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 6. Игры для совершенствования грамматического строя речи: «Назови ласково» «Один-много, много-один» «Составь слово из двух» «Добавь слово» и т.д. 7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса: «Мяч бросай животных называй» «Кто чем занимается» «Горячий – холодный» При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: Классная подвижная азбука. Азбука в картинках. Дидактическая игра «Буква за буквой», Дидактическая игра «33 богатыря», Дидактическая игра «Умный телефон», Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.): 2-3 сказочных произведения. стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью. Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского , Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников. Добавляются книги на школьную тематику. Портреты известных детских писателей, поэтов. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Слайд 9

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре. Для центра речевого развития необходимо: свободное место для смены положения ребенка, занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. д. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры « Магазин игрушек » , « Овощной магазин » , « Веселый зоосад » , « Аптека » , « Почта » , « Магазин школьных принадлежностей » , « День рождения куклы » и др.

Слайд 10

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. д. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф . Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой). Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы

Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы по восьми образовательным областям: "Социализация", "Безопасность", "Труд", "Художественной творчество", "Здоровье", "Комм...

Модель физического развития

Модель физического развития ребенка дошкольного возраста....

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Наглядные модели по развитию связной речи

В презентации представлены фотографии моделей, используемых учителем-логопедом в работе по развитию связной монологической речи детей...

Авторские наглядные модели по развитию связной монологической речи детей

Внимание! Авторский материал! При  копировании ссылка на автора и источник обязательна....

Модель познавательного развития во второй младшей группе.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме: «Школа»....