Практический семинар- для педагогов «Сплочение коллектива воспитанников в группах ДОУ»
учебно-методический материал

Ямщикова Алена Андреевна

Познакомить педагогов и воспитателей с приемами и методами по сплочению детского коллектива воспитанников. Попробовать их между собой на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-66, 7-59-65,

 detsad-53-2011@mail.ru

Семинар-практикум для педагогов «Сплочение коллектива воспитанников в группах ДОУ»

Разработала педагог – психолог:

Ямщикова Алена Андреевна

г. Рубцовск

2020 год

Цель: познакомить педагогов и воспитателей с приемами и методами по сплочению детского коллектива воспитанников. Попробовать их между собой на практике.

Ход семинара практикума:

- Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать, что такое сплочение коллектива воспитанников и зачем оно так важно для них.

1.«Лекция»

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все нуждаются в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек, возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. 

 Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения, так как он является для детей образцом для подражания, носителем шкалы ценностей.

Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе.

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, я использую литературные произведения, рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, провожу этические беседы и игры на сплочение коллектива.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

На сегодняшний день, хочу предложить Вам упражнения на сплочение детского коллектива, которые я использую в своей работе.

2. Упражнения для воспитанников по сплочению детского коллектива.

1) Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой и обниматься.

Вопросы к воспитанникам:

1. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

2) понравилось ли вам здороваться необычным способом?

2) Упражнение «Цепочка»

Время: до 10 минут.(возраст6-7 лет)

Инструкция: Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли) и продолжаем ходьбу.

Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!

— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза.

Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!

3) Упражнение «Снежный ком».        

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная передавая клубок и наматывать его палец.

4) Упражнение «Ветер дует на того кто»

Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:

– У кого светлые волосы.

– Кто в красной одежде.

– Кто любит смеяться.

– Кто высокого роста.

– И т. д.

После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте. Примечание: (в старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.)

Рефлексия Упражнение «Чему я научилась».

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Мне понравилось…

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

(Обсуждение по кругу).

«Заключение»

Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

Список литературы:

1. Вачков, И. В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

2. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. —224 с: ил.

3. Старшенбаум, Г. В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб.: Речь, 2012. — 416 с.

4. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

5. ЧикерВ. А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч. -ред. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2011. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Психологический тренинг для педагогов на тему: «Сплочение коллектива»Цель: сплочение педагогического коллектива.Задачи тренинга: - усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;- фо...

Деловая игра для педагогов "Сплочение коллектива"

Ход  деловой игры:Организационный момент.Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас деловую игру на сплочение. Цель нашей деловой игры– это сплочение коллектива и построение эффективного ком...

игры на сплочение коллектива (в разновозрастной группе )

laquo;Сочиним историю»Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять...

Тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Чтобы повысить коммуникативные навыки педагогв, повысить сплоченность , снять эмоционально-мышечное напряжение, развить эмоциональную устойчивость , уверенность в себе необходимо регулярно работать с ...

Тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Тренинг предназначен для успешного и продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной организации....