Практический семинар- для педагогов «Сплочение коллектива воспитанников в группах ДОУ»
учебно-методический материал

Ямщикова Алена Андреевна

Познакомить педагогов и воспитателей с приемами и методами по сплочению детского коллектива воспитанников. Попробовать их между собой на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-66, 7-59-65,

 detsad-53-2011@mail.ru

Семинар-практикум для педагогов «Сплочение коллектива воспитанников в группах ДОУ»

Разработала педагог – психолог:

Ямщикова Алена Андреевна

г. Рубцовск

2020 год

Цель: познакомить педагогов и воспитателей с приемами и методами по сплочению детского коллектива воспитанников. Попробовать их между собой на практике.

Ход семинара практикума:

- Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать, что такое сплочение коллектива воспитанников и зачем оно так важно для них.

1.«Лекция»

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все нуждаются в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек, возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. 

 Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения, так как он является для детей образцом для подражания, носителем шкалы ценностей.

Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе.

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, я использую литературные произведения, рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, провожу этические беседы и игры на сплочение коллектива.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

На сегодняшний день, хочу предложить Вам упражнения на сплочение детского коллектива, которые я использую в своей работе.

2. Упражнения для воспитанников по сплочению детского коллектива.

1) Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой и обниматься.

Вопросы к воспитанникам:

1. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

2) понравилось ли вам здороваться необычным способом?

2) Упражнение «Цепочка»

Время: до 10 минут.(возраст6-7 лет)

Инструкция: Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли) и продолжаем ходьбу.

Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!

— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза.

Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!

3) Упражнение «Снежный ком».        

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная передавая клубок и наматывать его палец.

4) Упражнение «Ветер дует на того кто»

Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:

– У кого светлые волосы.

– Кто в красной одежде.

– Кто любит смеяться.

– Кто высокого роста.

– И т. д.

После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте. Примечание: (в старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.)

Рефлексия Упражнение «Чему я научилась».

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Мне понравилось…

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

(Обсуждение по кругу).

«Заключение»

Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

Список литературы:

1. Вачков, И. В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

2. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. —224 с: ил.

3. Старшенбаум, Г. В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб.: Речь, 2012. — 416 с.

4. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

5. ЧикерВ. А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч. -ред. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2011. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Психологический тренинг для педагогов на тему: «Сплочение коллектива»Цель: сплочение педагогического коллектива.Задачи тренинга: - усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;- фо...

Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...

Деловая игра для педагогов "Сплочение коллектива"

Ход  деловой игры:Организационный момент.Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас деловую игру на сплочение. Цель нашей деловой игры– это сплочение коллектива и построение эффективного ком...

Тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Чтобы повысить коммуникативные навыки педагогв, повысить сплоченность , снять эмоционально-мышечное напряжение, развить эмоциональную устойчивость , уверенность в себе необходимо регулярно работать с ...

Тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Тренинг предназначен для успешного и продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной организации....