Родителям о чтении детской художественной литературы
консультация

Зибницкая Наталья Георгиевна

Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают внимание, восприятие, воображение,речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_det._hud._lit.docx208.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Детская художественная литература»

Детство бывает один раз. И все что будет приобретено и привито в детстве, сохранится на всю жизнь. Познакомив однажды ребенка со сказкой он уже никогда ее не забудет. Она будет в нем жить и развивать его. Так давайте же не упустим этот период и поможем нашим детям полюбить книгу.

Счастлив тот человек, которому читали в детстве сказки. Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. Сказка - это общение на волшебном, хорошо понятном языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ним, учатся на его ошибках. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают внимание, восприятие, воображение, мышление и усидчивость.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок. Сначала малыш прислушивается к чтению взрослого, затем ему интересно перелистывать странички, а потом ребенок тянется рассматривать иллюстрации.

Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учить их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает фразы и слова сказки.

Родителям необходимо читать сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, от этого малыш почувствует, как из книги, которую они держат в руках, идет тепло и радость.

Очень важно читать сказки в соответствии с возрастом ребенка, потому что его восприятие, особенность психики (конкретность мышления, впечатлительность, ранимость) не готова к сказкам, рассказам сложного содержания. Для лучшего восприятия выбираем сказки короткие и простые, обязательно со счастливым концом.

Желательно выбирать книгу с наличием иллюстраций и картинок. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше покупать картонные книжки, они прослужат дольше.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать содержание сказки. При изложении сказки  стараемся придать голосу доверительные и теплые нотки звучания. Тем самым малыш почувствует отношение самого родителя к героям сказки и легче поймет, осуждает он героя или восхищается им. Однако и здесь стоит не перестараться, увлекаясь чрезмерной игрой голоса и интонацией. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом.

Показывайте малышу иллюстрации и задавайте вопросы, хотя возможно он еще не сможет на них ответить. Но задаваемые вопросы будут заставлять его задумываться и побуждать в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.

Малышу, которому нет еще полутора лет, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" , стихи А. Барто, С. Маршака. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша.

Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом, например, «Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные.

Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие.

Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в домашних условиях создаётся уголок книги, либо книжная полка. Она располагается на уровне роста ребенка и регулируется по мере подрастания ребенка. На полке следует выставлять разнообразные яркие книги, периодически менять их и каждый раз обращать на них внимание детей.

Для чтения детям раннего возраста, кроме сказок и потешек рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких художественных произведений воспитывают у детей раннего возраста чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. При подборе литературы следует обратить внимание на книги с несложным содержанием, близким личному опыту ребенка, выраженном в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Так же стоит обратить внимание на стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. В репертуар ребенка раннего возраста должны входить литературные произведения разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п

Восприятие литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста имеет свои особенности.

Детям среднего дошкольного возраста доступно эмоциональное и целостное восприятие текста, выделение героев, отдельных эпизодов, установление некоторых причинноследственных связей в сюжете, оценивание поступков персонажей, осознание возникающих чувства. Но тем не менее восприятие художественного текста всё ещё опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности.

Внимание детей средней группы можно останавливать не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, развития у них «чувства поэтического слова»

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Так же необходимо учить думать, размышлять, анализировать прочитанное. Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше анализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще мы должны научить наших детей выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

В старшем дошкольном возрасте русские народные сказки становятся любимыми, они богаты чудесными вымыслами, нереальной фантастичностью, насыщенностью конфликтами, препятствиями, с активно развитым сюжетным действием, с яркими и мужественными характерами героев.

В этот возрастной период развивается способность восприятия более сложные формы произведения. Восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами, сопереживает главным героям художественных произведений.

Детям старшего дошкольного возраста становится доступным осознание некоторых особенности художественной формы (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма), выражающей содержание, восприятие текста в единстве содержания и формы, понимание идеи, выразительных средств языка. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. А также способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия между прозой и поэзией.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература должна сопровождать человека с первых лет его жизни.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1544074145.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»...

Чтение детской художественной литературы детям дошкольного возраста.

Чтение в дошкольном возрасте, требует изучение, умение читать и понимание чего хочет ребенок. Эта статья поможет в этом разобраться....

Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"

Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...

Статья на тему: "Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении".

Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возра...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учрежденииОгромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результат...

«Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении: Влияние, развитие и воспитание».

Детство – это время, когда мы начинаем строить основы для нашего будущего. В дошкольных учреждениях важно создать благоприятную и стимулирующую среду для развития и воспитания детей. Одним из са...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.

Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудио-средствами, доступности интернета,...