Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"
статья по развитию речи

Хлуднева Ольга Владимировна

Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.

Художественная литература занимает особое место в речевом развитии дошкольников. Именно художественная литература наилучшим образом открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».  

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Ценность художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Вместе с тем, ребёнок приобретает ценность – овладение народным наследием, культурой устного творчества, активизирует речевые умения. Его речь будет развиваться от непроизвольной (младший возраст), к интонационной речевой (средняя группа) и языковой выразительности речи (старший дошкольный возраст). Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Успешность развития и воспитания будет, если оно целенаправленно, планомерно и систематично. Но самое первое правило – это создание мотивации. А, значит, работа с художественным произведением должна быть интересной, доступной, насыщенной и запоминающейся.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.  Дети  запоминают  четверостишия  и  активно их используют в повседневной жизни.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребёнку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребёнка. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Когда ребёнок слышит, читает или декламирует стихотворную речь, в его мозгу интенсивно образуются новые нервные связи. Особенно в областях, которые отвечают за речь, память, креативность и произвольное внимание. Поэтому, «убирая» стихи и делая ставку лишь на познавательную прозу (которая, конечно, тоже нужна), родители лишают своих детей дополнительных возможностей для развития.

Помогая ребёнку овладеть родной речью, стремясь, прежде всего, к её безукоризненной правильности, мы подчас значительно меньше заботимся о том, чтобы речь была яркой, красочной, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа. Процесс приобщения к этому богатству длительный и сложный, так как речь детей формируется под влиянием множества факторов.

Педагогам необходимо помнить, что именно художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А правильно выстроенный педагогический процесс в работе с дошкольниками даст возможность заложить фундамент для всего успешного  развития ребенка в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»...

Родителям о чтении детской художественной литературы

Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают вн...

Развитие речевой активности дошкольников через приобщение к произведениям детской художественной литературе

Развитие речевой активности дошкольников  через приобщение к произведениям детской художественной литературе...

Самообразование. «Приобщение детей к детской художественной литературе»

laquo;Приобщение детей к детской художественной литературе»...

Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, от...

Презентация. Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний....