Особенности развитие детей раннего возраста
консультация

Могилевец Виктория

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что оно непосредственно связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развитие детей раннего возраста

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что оно непосредственно связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, приобщаться к человеческой культуре.  

Предметная деятельность развивает способности ребёнка, в особенности его моторику. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития ребёнка.

В данном возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное  развитие.

 Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребёнка в этом возрасте является ситуативность поведения. Ребёнку 2-3-х лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. При этом он не только рассматривает предмет, но и пытается им действовать. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны.

Ситуативность поведения ребёнка связана с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они характеризуются непосредственностью и непроизвольностью. Мышление в этом возрасте протекает не в отвлечённой форме, а в форме действия с предметами, которые ребёнок непосредственно воспринимает, которые может держать в руках, т.е. является наглядно-действенным.

Эмоциональное восприятия окружающего мира – характерная черта ребёнка раннего возраста. Своеобразие отношения ребёнка к окружающему миру заключается в его импульсивности, эмоциональной неустойчивости.

Поведение ребёнка этого возраста постепенно преобразуется: оно становится  произвольным и целенаправленным. К трём годам ребёнок уже может долго и сосредоточенно заниматься одним делом.

Ранний возраст - период интенсивного освоения ребёнком разных видов деятельности и развития личности. Одним из направлений в развитии ребёнка на данном возрастном этапе является развитие общения  и  речи.

Ребёнок овладевает способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше  информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Развитие познавательных процессов и речи помогают ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы поведения.

Для ребёнка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни  восприятие действительности, ни внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект.

Все дети проходят одни и те же стадии в овладении речью. К возрасту одного года ребёнок произносит отдельные слова; примерно к двум годам он говорит двух-трёхсложные  предложения; к четырём годам разговаривают как взрослые.

К году ребёнок имеет довольно большой опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Первые слова ребёнок произносит в конце первого – начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает после полутора лет. Возникновение активной речи связано с открытием того факта, что каждый предмет имеет своё название.

Речь развивается в двух направлениях. Сначала происходит становление пассивной речи. Ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить. Пассивная речь возникает уже в младенческом возрасте. На 7-8 месяце жизни ребёнок может понимать многие слова и по просьбе взрослого указывает на него взглядом или пальцем. В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Ребёнок хорошо понимает смысл обращённой к нему речи, и может выполнять несложные поручения взрослого.

Позже возникает активная речь. Но у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребёнок может до двух – двух с половиной лет, понимая что ему говорят взрослые, правильно выполнять их просьбы, но не произносить ни одного слова. Ребёнок продолжает общаться с помощью жестов и лепета. Но речь всё равно расширяется за счёт пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи.

К году дети могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: мама, папа, би-би, пи-пи и др. Как правило, это подражательные слова. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребёнок ещё много лепечет. А словами он пользуется редко.

Речь взрослого, обращённая к ребёнку, должна не только сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, только тогда она воспринимается ребёнком.

После полутора лет речь ребёнка становится всё более самостоятельной, нарастает темп её развития. Ребёнок сам спрашивает названия окружающего его предметов.

Вначале он пользуется жестами, мимикой для постановки вопросов, часто просто указывая рукой. Затем к жесту добавляется вопрос, выраженный словом. Словарь быстро увеличивается. Слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы.

К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух – трёх слов. Дети этого возраста чётко представляют о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

После интонационного оформления голосовых реакций ребёнка начинается процесс формирования фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок может различать слова, которые отличаются друг от друга одной фонемой.

Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический аспекты.

В усвоении грамматики ребёнком раннего возраста имеется ряд закономерностей.

Первый период речевого развития от 1года до 2 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур. Слова  употребляются  в неизменном виде.

Второй период с 2 до 3 лет, -  это начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова становятся частями предложения, согласовываются друг с другом.

Около трёх лет ребёнок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Ему особенно нравится слушать  рассказы, стихи, сказки. Это важный момент в речевом развитии ребёнка. Он свидетельствует о том, что ребёнок в состоянии познавать действительность не только через органы чувств, но и понятийном отражении в языке.

На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становиться основным средством общения. В этом возрасте ребёнок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляется падеж и время. На третьем году ребёнок в основном овладевает предлоги и наречия. Ребёнок пользуется трёх, четырёх и более  - словными предложениями, вопросительными и восклицательными формами. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого.

До полутора лет ребёнок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года дети знают уже  около 300 слов, а к трёхлетнему возрасту – 1200 – 1500 слов.

Несмотря на наличие закономерностей в развитии речи у детей раннего возраста, сроки возникновения, темпы и характер её становления могут быть различными. Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически основываться только на возраст ребёнка.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогике раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития детей раннего возраста

В статье говорится об особенностях  становления детей от 1,5 лет до 3 лет....

«Особенности развития детей раннего возраста»

В раннем возрасте у ребёнка формируется функция мозга. Складывается характер качество как доброжелательность к окружающему  и сочувствие к другому ребёнку. Я использую устный опыт эмоционального ...

Особенности развития детей раннего возраста

Какие изменения происходят у детей в раннем возрасте...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...