Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Седова Татьяна Семёновна

Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Радуга»

Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ

Воспитатель: Седова Т.С.

Смоленск, 2018 г.

Пояснительная записка «Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой. Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления способностей определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы со способными детьми.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто способен больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по способности детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко талант

При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как способных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами способности.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи

-Выявить детей с предпосылками способностей.

-Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

-Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Методы и способы выявления наклонностей детей

-Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен.

-Игра – этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного

-Консультация специалистов. Существует специальные методы (тесты, опросы, которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала дошкольников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Формы работы с одаренными детьми

-Групповые занятия с одаренными детьми.

-Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.

-Работа по индивидуальным планам.

-Исследовательская деятельность.

-Творческие мастерские.

-Кружки по интересам.

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:

-первый этап – апробация программы;

-второй этап – повторная диагностика и анализ первичных результатов;

третий этап – коррекция программы.

-исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей.

Такими условиями являются:

-наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

-наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

-создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

-наличие личностно-ориентированной образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям выявления детских способностей, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

-введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

-использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

-занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

-участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества

-тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития способностей их детей.

Рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Первый этап. Этап апробации

-Психолого-педагогическое исследование уровня способностей воспитанников детского сада (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества). Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.

-Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка.

-Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций (начало учебного года)

-Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к детям

-Развивающая работа с воспитанниками.

-Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

На втором этапе, специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ.

С начала второго полугодия проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

-Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников;

-Обсуждаются итоги развивающей работы со способными детьми, выявляются проблемы;

-Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2. Принцип возрастания роли дополнительного образования.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

4. Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

5. Принцип гуманизма и демократизма.

Принципы тестирования детей

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам.

2. Игровой характер тестовых методик.

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования.

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Основные направления реализации программы

1. Выявление способностей у детей.

2. Разработка индивидуальных форм работы.

3. Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.

4. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.

5. Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический

Методики исследования способностей детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Специалисты, ведущие различные кружки и, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам.

Для родителей разработаны опросники по выявлению способностей детей, адаптированные для разных возрастных групп.

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.

Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.

Литературные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодию самостоятельно.

Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.

Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.

Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.

Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

Если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, окажется достаточно большой.

Только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Творческим потенциалом подрастающего поколения будет определяться эффективность продвижения человеческого общества по пути прогресса. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача поиска условий, способствующих максимальному развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого человека. Очень важно решать эту задачу в период дошкольного детства.

Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на средний и старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогают выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей.

Обшая характеристика

Эта методика создана А. В. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

- Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.

- Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов.

Группа

Уч. год

Воспитатели

Интеллектуальная одаренность

Ф. и ребенка

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать

абстрактными понятиями

2. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к

классификации

3. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

причиной и следствием

4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия

5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления

6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова

7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов

Итого: (Сосчитайте колич. плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности.Например: 3+, 2-).

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности.

Группа

Уч. год

Воспитатели

Творческая одаренность

Ф, и ребенка

1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

3. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства)

4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи

7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов

8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности.Например: 3+, 2-).

Группа

Уч. год

Воспитатели

Академическая (научная) одаренность

Ф, и ребенка

1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас

5. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год

7. Умеет делать выводы и обобщения.

8. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.)

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности .Например: 3+, 2-

Группа

Уч. год

Воспитатели

Художественно-изобразительная одаренность

Ф, и ребенка

1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций

2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь

3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток

4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды, в свободное время, без побуждения взрослых

6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства

7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа

Уч. год

Воспитатели

Музыкальная одаренность

Ф. и. ребенка

1. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

3. Хорошо поет.

4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку

6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение

8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа

Уч. год

Воспитатели

Литературная одаренность

Ф, и. ребенка

1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства

6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает

7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа

Уч. год

Воспитатели

Артистическая одаренность

Ф, и. ребенка

1.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека

4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт

5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения

6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Любит игры-драматизации.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа

Уч. год

Воспитатели

Техническая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Интересуется механизмами и машинами.

2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",

4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

8. Быстро и легко осваивает компьютер.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа

Учебный год

Воспитатели

Лидерская одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Инициативен в общении со сверстниками.

2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

3. Легко общается с детьми и взрослыми.

4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

5. Часто руководит играми и занятиями других детей.

6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа по выявлению и развитию предпосылок к одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «КАЛЕЙДОСКОП ТАЛАНТОВ»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

"Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Ведущей  целью Программы является выявление и развитие предпосылок  творческой одаренности у дошкольников через ознакомление с техникой работы с пластилином «пластилинография»....

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...