Статья: Игра - как эффективное средство этнопедагогического воспитания дошкольников.
статья

Дамбаева Надежда Романовна

Данная статья посвящена проблеме приобщения детей к национальной культуре, необходимости изучения истории родного края и языка, начиная с дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - как эффективное средство этнопедагогического воспитания дошкольников.

Дамбаева Надежда Романовна,

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок»

компенсирующего вида г.Улан-Удэ»,

г.Улан-Удэ, Россия

Данная статья посвящена проблеме приобщения детей к национальной культуре, необходимости изучения истории родного края и языка, начиная с дошкольного возраста.

Ключевые слова: народные игры, традиции, духовная культура, воспитание подрастающего поколения, межличностные отношения.

Game - as an effective means of ethnopedagogical education of preschool children.

Dambaeva Nadezhda Romanovna,

MBDOU "Kindergarten No. 89 "Zhuravlyonok"

 compensating type of Ulan-Ude",

Ulan-Ude, Russia

This article is devoted to the problem of introducing children to the national culture, the need to study the history of their native land and language, starting from preschool age.

Keywords: folk games, traditions, spiritual culture, upbringing of the younger generation, interpersonal relations.

В обществе уже с рождения дети находились под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Его постепенно, целенаправленно приобщали не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества.

Этнопедагогика в целом представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.

Традиционные явления народной жизни неразрывно связаны с формированием духовной культуры человека. В традициях бурятской народной педагогики отражены нравственно-этические представления, суждения, нормы и правила поведения, которые необходимо активно использовать в системе воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью является раннее начало воспитания. Принадлежность маленького ребёнка к человеческому роду, которая порождает его универсальность и обеспечивает ему открытость к культуре.

Одним из основных факторов народного воспитания, по мнению Г. Н. Волкова, является игра. К. Д. Ушинский подчёркивал о роли народной игры в воспитании  и обучении детей дошкольного возраста. Народные игры обладают потенциалом благодаря своей простоте и доступности, возможности её использования для самовыражения ребёнком в игровом взаимодействии со своими сверстниками.

Бурятские народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. На протяжении многих веков они сопутствуют повседневной жизни, как детей, так и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Многие из них имеют вековую историю: они сохранились до наших дней со времени глубокой старины, передавались из поколения в поколение, выбирая в себя лучшие национальные традиции. В процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание. Бурятские народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. У детей, благодаря играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.

Бурятские народные игры делились на две группы: домашние и уличные, соответственно временам года, т.е. сезонные, которые проводились на воздухе.

Исследователи К.М.Герасимова[3], Ж.Т.Тумунов [2] отмечают, что одной из культивируемых являлась бурятская игра в лодыжки («шагай»). Известный этнограф, писатель, доктор исторических наук И.Е.Тугутов [1] писал: «Наиболее самобытной народной игрой бурятских скотоводов надо считать «шагай»- игру в лодыжки». Широкое распространение этой игры объясняется ведением традиционного кочевого скотоводческого хозяйства. Существует много разновидностей данной игры, которая относится к разряду домашних. В «Шагай наадан» играли в юрте долгими зимними вечерами не только дети, но и взрослые.

В МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ ежегодно стало доброй традицией празднование бурятского национального праздника «Сагаалган» по технологии «Клубный час»

 Главная цель проведения праздника - приобщение обучающихся к национальной культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Наш детский сад можно назвать дружной семьей, так как у нас воспитываются дети разных национальностей (русские, буряты, кыргызы, узбеки, монголы). Каждый год все ждут с нетерпением этот праздник. Чем примечателен этот праздник? Тем, что дети в этот день свободно перемещаются по желанию из одной группы в другую. В каждой группе проводятся интересные мастер классы: приготовление бурятского национального блюда «Боовы», знакомство и фотосессия в бурятских  национальных костюмах, знакомство и подвижные народные игры с бурятским героем сказки - Будамшуу,  состязания по стрельбе из лука «hур харбан», конные скачки «мори урилдаан», игра в «шагай» - в лодыжки, знакомство с бурятскими национальными инструментами «Иочин», «Чанза», разучивание текста и движений народного танца «Ёхор».

Таким образом, народные игры как эффективное средство этнопедагогического воспитания детей дошкольного возраста, помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природеВсё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

 В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Список литературы

  1. Баторова Е.А. Бурятский орнамент XVIII-XX веков: [монография] / Е.А.Баторова; Федеральное агенство по образованию, Бурятский государственный университет. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университетата, 2007г. 163с.
  2. Бессарабова И.С. Поликультурный подход как тенденция развития современного образования / И.С.Бессарабова // Проблемы школы и педагогики за рубежом: кол. монография/ под редакцией Н.Е.Воробьёва, И.С.Бессарабовой. Волгоград: Перемена, 2011.
  3. Антонов В.И. Национальные символы стран Востока /В.И.Антонов // Байкал. – Улан-Удэ, 199. № 6. С. 138-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике...

консультация для педагогов "Игра, как эффективное средство нравственного воспитания дошкольников"

Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых ...

Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников...

Статья "Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии"

В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании....

«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится ...