Консультация для родителей "Семейное воспитание"
методическая разработка

Мёдова Елена  Николаевна

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_seme.docx21.26 КБ
Файл statya_o_seme.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание дошкольников.

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт  и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое.

Русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, отрицая авторитарность семейного воспитания,

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребёнок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребёнок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твёрдость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребёнок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности. Это объясняется тем, что основы личности закладываются в том возрасте, когда представления о себе и других возникают и развиваются в результате взаимодействия с родителями, а вследствие того, что ребенок зависит от родителей физически, эмоционально и социально, они имеют возможность влиять на развитие его личности и характера.

Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребёнка. Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание. Иными словами, важно относится к воспитанию , как,  к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, чтобы подвести ребёнка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Практически часто родители,  бывают правы, ограничивая свободу ребёнка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, так как именно в опыте свободы человек научается ей.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребёнок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это, прежде всего, говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «всё воспитается само собой». Ребёнок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут. Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Когда детям позволено всё ,и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями. В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребёнка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни. Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребёнка, его слабые стороны, выявить его тип. Родители должны воспитывать ребёнка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу. Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребёнка, но воспитали из ребёнка, прежде всего человека. Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребёнка. Ничто не может заменить уход матери за здоровьем ребёнка – в этом проявление значимости биологической функции семьи. Не менее важны функции педагогическая и социальная, причём последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Следовательно, задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Также семейное воспитание детей неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

Семейное воспитание имеет эмоциональный характер в отличие от других видов воспитания, так как оно сопровождается родительской любовью к ребенку и вызывает ответные чувства у малыша. Семья – это основа безопасности. У родителей и детей должны быть доверительные, привязанные отношения, тогда у ребенка снижается чувство тревоги, которое возникает в стрессовых ситуациях. Родители дают эту безопасность малышу при его взаимодействии с внешним миром. Кроме того, мать и отец являются источником утешения ребенка в минуты отчаяния и волнения. Для ребенка важны модели поведения родителей. Известно, что малыши копируют поведение других людей, особенно самых близких. Они пытаются вести себя так, как ведут другие и неосознанно идентифицируют себя с другими. Дети учатся у родителей способам поведения, усваивая правила, которые они им сообщают и наблюдая за взаимоотношениями отца и матери. Семья дает ребенку жизненный опыт. Запас их знаний зависит от того, насколько родители дают им возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, знакомится с природой. Кроме того, необходимо беседовать с малышами. Если опыт ребенка состоит из широкого набора различных ситуаций, он умеет с ними справляться, радуется разносторонним социальным взаимодействиям, то он будет легче адаптироваться к новым условиям, положительно реагировать на перемены. Родители формируют дисциплину и поведение малыша. Именно близкие люди должны влиять на поведение ребенка, объяснять, что хорошо, а что плохо, поощрять или осуждать за определенные типы поведения. Общение в кругу семьи станет образцом для крохи. Общаясь с родными людьми, ребенок выработает собственные взгляды, нормы, установки поведения, идеи. Его развитие зависит от того, какие условия для общения ему предоставили родители. Кроме того, развитие зависит от четкости и ясности общения в семье. Именно от близких людей маленький человечек получает основные знания о мире.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
  •  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
  • Уважать право ребенка на собственное мнение; 
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста проходит зеркально. Детям свойственно подражать папам и мамам, братьям и сестрам, воспитателям в детском саду, героям сказок и любимых мультфильмов. Если вы хотите вырастить воспитанного и всесторонне развитого ребенка, будьте ответственными родителями, покажите на своем примере, каким необходимо стать.

Уважаемые родители!

В ваших силах научить детей оптимальным способам взаимодействия. Ваш семейный очаг  - это место рождения и основная среда обитания ваших детей, а связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чтобы ребенок, чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Семья - первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

 



Предварительный просмотр:

Семейное воспитание дошкольников.

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт  и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое.

Русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, отрицая авторитарность семейного воспитания,

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребёнок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребёнок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твёрдость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребёнок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности. Это объясняется тем, что основы личности закладываются в том возрасте, когда представления о себе и других возникают и развиваются в результате взаимодействия с родителями, а вследствие того, что ребенок зависит от родителей физически, эмоционально и социально, они имеют возможность влиять на развитие его личности и характера.

Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребёнка. Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание. Иными словами, важно относится к воспитанию , как,  к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, чтобы подвести ребёнка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Практически часто родители,  бывают правы, ограничивая свободу ребёнка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, так как именно в опыте свободы человек научается ей.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребёнок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это, прежде всего, говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «всё воспитается само собой». Ребёнок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут. Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Когда детям позволено всё ,и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями. В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребёнка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни. Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребёнка, его слабые стороны, выявить его тип. Родители должны воспитывать ребёнка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу. Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребёнка, но воспитали из ребёнка, прежде всего человека. Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребёнка. Ничто не может заменить уход матери за здоровьем ребёнка – в этом проявление значимости биологической функции семьи. Не менее важны функции педагогическая и социальная, причём последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Следовательно, задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Также семейное воспитание детей неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

Семейное воспитание имеет эмоциональный характер в отличие от других видов воспитания, так как оно сопровождается родительской любовью к ребенку и вызывает ответные чувства у малыша. Семья – это основа безопасности. У родителей и детей должны быть доверительные, привязанные отношения, тогда у ребенка снижается чувство тревоги, которое возникает в стрессовых ситуациях. Родители дают эту безопасность малышу при его взаимодействии с внешним миром. Кроме того, мать и отец являются источником утешения ребенка в минуты отчаяния и волнения. Для ребенка важны модели поведения родителей. Известно, что малыши копируют поведение других людей, особенно самых близких. Они пытаются вести себя так, как ведут другие и неосознанно идентифицируют себя с другими. Дети учатся у родителей способам поведения, усваивая правила, которые они им сообщают и наблюдая за взаимоотношениями отца и матери. Семья дает ребенку жизненный опыт. Запас их знаний зависит от того, насколько родители дают им возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, знакомится с природой. Кроме того, необходимо беседовать с малышами. Если опыт ребенка состоит из широкого набора различных ситуаций, он умеет с ними справляться, радуется разносторонним социальным взаимодействиям, то он будет легче адаптироваться к новым условиям, положительно реагировать на перемены. Родители формируют дисциплину и поведение малыша. Именно близкие люди должны влиять на поведение ребенка, объяснять, что хорошо, а что плохо, поощрять или осуждать за определенные типы поведения. Общение в кругу семьи станет образцом для крохи. Общаясь с родными людьми, ребенок выработает собственные взгляды, нормы, установки поведения, идеи. Его развитие зависит от того, какие условия для общения ему предоставили родители. Кроме того, развитие зависит от четкости и ясности общения в семье. Именно от близких людей маленький человечек получает основные знания о мире.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
  •  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
  • Уважать право ребенка на собственное мнение; 
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста проходит зеркально. Детям свойственно подражать папам и мамам, братьям и сестрам, воспитателям в детском саду, героям сказок и любимых мультфильмов. Если вы хотите вырастить воспитанного и всесторонне развитого ребенка, будьте ответственными родителями, покажите на своем примере, каким необходимо стать.

Уважаемые родители!

В ваших силах научить детей оптимальным способам взаимодействия. Ваш семейный очаг  - это место рождения и основная среда обитания ваших детей, а связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чтобы ребенок, чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Семья - первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...

консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»

консультация по экологическому воспитанию для родителей  «Воспитание любви к природе»...

консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

 Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....