Практикум для родителей
консультация (средняя группа)

Безроднова Оксана Вячеславовна

«Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: ознакомление родителей с основными средствами развития мелкой моторики дошкольников.

Задачи: раскрыть родителям понятие «мелкая моторика», показать важность развития мелкой моторики для  речевого и общего развития ребенка; познакомить с основными средствами развития мелкой моторики кистей и пальцев рук  в условиях детского сада; показать родителям возможность использования различных действий, игр и упражнений для развития мелкой моторики в условиях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_na_roditelskom_sobranii.docx290.59 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: ознакомление родителей с основными средствами развития мелкой моторики дошкольников.

Задачи: раскрыть родителям понятие «мелкая моторика», показать важность развития мелкой моторики для  речевого и общего развития ребенка; познакомить с основными средствами развития мелкой моторики кистей и пальцев рук  в условиях детского сада; показать родителям возможность использования различных действий, игр и упражнений для развития мелкой моторики в условиях семейного воспитания.

Оборудование и наглядность

  • Книги по теме собрания:
  • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  • Пособия, игры для развития мелкой моторики: мозаика, шнуровка, пальчиковый и перчаточный театр, массажеры, карандаши, шишки, клубочки.
  • Стенд с фотографиями детей в процессе выполнения специальных пальчиковых упражнений.
  • Презентация «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» (Приложение 1).
  • Памятки для родителей «Что можно делать для развития мелкой моторики в повседневной жизни дома» (Приложение 2).
  • Стендовая консультация «Развитие мелкой моторики» (Приложение 3).
  • Детские рисунки, поделки-оригами, аппликативные работы.
  • Технические средства - ноутбук, проектор.

Подготовительная работа

  • Изучение литературы по теме.
  • Разработка для каждого родителя памятки.
  • Оформление консультаций.
  • Оформление объявления- приглашения на родительское собрание для стенда в группе (Приложение 4).
  • Разработка презентации.

Ход собрания.

Встречу открывает психолог, который еще раз озвучивает тему собрания. Предлагает родителям высказаться на тему:

  • что такое  моторика?
  • в чем разница, на их взгляд, между крупной и мелкой моторикой?
  • важно ли развитие моторики?  

Психолог подводит итог родительским высказываниям в виде следующего сообщения.

Важным моментом развития малыша специалисты в числе прочих называют моторику. Моторика – это управление мышцами организма, приводящая к двигательной активности. Данные навыки нормально функционируют при скоординированной работе мозга, нервной системы и мышц, что приводит к совершению определенного движения. Существует два типа развития мышц – мелкая и крупная моторика.

Крупные моторные движения помогают развить чувство равновесия, координацию бега, прыжков и ходьбы. Они же служат основой для развития мелкой моторики,  балансируют  работу кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики позволяет контролировать мелкие мышцы. Что в свою очередь требует развитой координации глаз и рук.

Далее психолог обращается к родителям с вопросами:

  • для чего нужна мелкая моторика?
  • какая моторика, на их взгляд, важнее – крупная или мелкая?

Обобщает высказывания родителей в виде следующего сообщения.

Для гармоничного развития ребенка у него должны проявляться как мелкая, так и крупная моторика. Их развитие одинаково значимы. Мелкая моторика позволяет ребенку, развивать способность делать точные движения, используемые при работе с мелкими предметами. Крупная моторика позволяет двигать руками, ногами и всем корпусом тела.

Педагог спрашивает у родителей:

  • как они считают, связано ли развитие  моторики с  развитием других психических процессов?
  • с  какими психическими процессами связана мелкая моторика?

Обобщает ответы родителей.

Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.  О том, какие игры и упражнения используются в детском саду, Вам расскажет воспитатель группы.

Далее собрание продолжает презентация

Тема нашего собрания посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка  (Слайд 1).И это не случайно. Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Как вы думаете, почему этот вопрос актуален? В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью  зрительно-двигательной координации.  

Наблюдая за своими  воспитанниками, я обнаружила, что многие дети плохо владеют карандашом, линии  неточные и слабые, не все дети могут действовать с мелкими предметами, движения пальцев рук не скоординированные, пальцы слабые, быстро устают.

Исходя из этого, мы в своей работе стали больше внимания уделять развитию мелкой моторики. Но работа по развитию движения рук должна проводиться совместными усилиями с Вами, дорогие родители! Только тогда будет достигнут наибольший эффект в нашей работе с детьми. Поэтому сегодня мы рассмотрим с вами, основные средства развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (Слайд 2). 

В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они  способствуют развитию умения красиво писать и улучшают речь ребенка (Слайд 4) . К основным средствам относятся - пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения с мелкими предметами, графические упражнения, развивающие игры, театрализованные игры, художественное творчество детей. Рассмотрим каждое из средств подробнее.

Это, прежде всего, пальчиковая гимнастика (Слайд 3) .Пальчиковая гимнастика

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь ребенка;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • снимает тревожность.

Предлагаю вам выполнить пальчиковое упражнение «Очки».  Пальчиковые упражнения сопровождаются рифмованными стихами. (Родители выполняют упражнение и проговаривают слова «Бабушка очки надела и на внука посмотрела»)

Следующее средство для развития моторики – массаж (Слайд 4). Массаж может выполняться с предметами или без предметов.

Попробуем выполнить с Вами массаж без предметов. Потрите ладони друг о друга, пока не появится между ними тепло, постучите кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой, пощипите левую, затем правую руку, погладьте левую ладонь, правую ладонь. Массаж способствует повышению тонуса мышц, помогает расслабить мышцы кистей и пальцев. Как вы думаете, какие предметы можно использовать для массажа?

Действительно, массаж можно проводить с очень многими предметами. Такими предметами могут выступать - специальные мячи - массажеры, массажеры Су Джок, карандаши, сосновые и еловые шишки, скомканный лист бумаги в виде шара, клубки ниток.

Игры с мелкими предметами (Слайд 5) .

Дети любят яркие предметы. Работая с мелкими предметами и используя их нестандартно, непривычно помимо развития тонких движений пальцев рук, у детей проявляется творчество, развивается воображение. Давайте с помощью цветных скрепок и геометрических фигур построим с вами дом. (Родители конструируют дом, используя скрепки и фигуры).

Самым сложным для детей являются графические упражнения (Слайд 6). Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. (Родители выполняют задание «Продолжи узор по клеточкам»). Эффективным графическим упражнением является штриховка. Какие виды штриховки вы знаете? (Горизонтальная, вертикальная, по диагонали.)

Во время штриховки различных предметов развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры.

 Сегодня можно  купить много развивающих игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры, мозаика) (Слайд 7) . В нашей группе представлены шнуровки, мозаика, мелкий конструктор.

Также  хочется отметить, что на развитие моторики влияют благотворно театрализованные игры (Слайд 8) и художественное творчество детей - лепка, рисование, аппликация (Слайд 9).Чем выше уровень развития моторики, тем аккуратнее и разнообразнее художественные работы детей.

Сейчас мы рассмотрели с Вами основные средства развития мелкой моторики дошкольников в условиях ДОУ. Как вы считаете, какие качества наших с Вами пальцев и кистей были задействованы при выполнении упражнений для развития моторики?   Используя эти игры и упражнения ежедневно, развиваются следующие качества – сила, ловкость, координация, переключаемость, быстрота, гибкость пальцев и кистей рук.

Подводя итог родительским высказываниям, педагог обращает внимание родителей на памятку « Что можно делать для развития мелкой моторики в повседневной жизни дома» (Приложение 2).

Завершая встречу,  психолог  призывает родителей использовать игры и упражнения ежедневно в условиях домашнего воспитания для достижения детьми лучших результатов. Еще раз делает акцент на то, что только совместные усилия- усилия родителей и воспитателей - помогут детям гармоничнее развиваться. Воспитатель и психолог благодарят родителей, отвечают на вопросы, консультирует родителей индивидуально по данному вопросу, обращают внимание на стендовую консультацию (Приложение 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...