Консультация Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей группе
консультация (старшая группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

консультация в педагогическом часу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей группе

Н. К. Крупская писала:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:

игра для них – учёба, игра для них – труд,

игра для них – серьёзная форма воспитания.

Старшие дошкольники при правильном руководстве игрой (если начало ему было положено еще в младшей группе) могут применять в игре самые различные средства и способы выразительности.

Игра становится полностью самостоятельной, а игровое общение весьма содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью). Они уже способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Речь, как известно, с возрастом занимает все большее место в игре детей, что позволяет им иногда заменить словом игровое действие, обозначить роль и замысел игры, раскрыть смысловую сущность сюжетно-ролевых отношений, пофантазировать.

Прежде всего, воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, которые дети должны усвоить по программе, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. При этом у детей формируют чувство коллективизма, четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь, используя наблюдения за окружающим, литературные произведения, телепередачи и др., самостоятельно строить сложные сюжеты.

Между тем на практике сюжетно-ролевые игры детей нередко однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые игры либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий их сюжет. Это свидетельствует о том что, обильная информация сама по себе еще недостаточна для развития игровой деятельности. Нужно научить ребенка переводить «на язык игры» знания, полученные из разных источников.

Для этого воспитатель должен помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

Воспитатель должен не только помогать детям оформлять сюжет игры, но и придавать ему определенную нравственную направленность.

Планируя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель в старших группах должен предусмотреть проведение бесед, наблюдений, организацию деятельности детей, продумать систему занятий, которые могут вызвать у ребят интерес к различным явлениям жизни и повлиять на содержание их игр. При планировании работы по руководству сюжетно-ролевыми играми педагог должен опираться на план работы, в котором он фиксирует, как отражается в играх содержание занятий, как развиваются игры и что служит поводом к их возникновению, как сочетаются в игре полученные знания с личным опытом ребенка. Нельзя забывать о праве детей на выбор тематики, о свободном полете их воображения, фантазии. Но и самостоятельность ребят в игре не должна быть лишена педагогического влияния взрослых.

Важной программной задачей является закрепление через игру усвоенных норм и правил (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Определенную нравственную нагрузку несут также беседы педагога с детьми при рассматривании картин, иллюстраций. Полезны обсуждения характеристики людей, которых дети изображают в своих играх. До начала игры в «Семью» воспитатель вместе с ребятами создает нравственный образ папы: он не только работает, но и помогает маме, приносит продукты, моет посуду, играет с детьми; он заботлив и ласков и т. д. В процессе игры дошкольники стремятся передать эти черты через ролевое поведение.

Эффективным приемом становится участие взрослого в детских играх с целью показа им речевого образа, а также коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры (Саша-капитан был строгим, но справедливым и вежливым, а мама, которой была Люся, покрикивала на детей, приказывала и ни с кем не считалась). Характер отношений изображаемых героев дети познают, когда выполняют разные роли в рамках одного сюжета или принимают участие в играх с различной тематикой.

Значение игры оценивается по тому влиянию, которое она оказывает на духовный мир ребенка. Это выражается, например, в том, что у детей возрастает интерес к труду взрослых. Это проявляется в увеличении числа детских вопросов в течение дня. Часть ребят начинает увлекаться трудом на огороде, в цветнике, саду. Заметными становятся успехи тех, кто увлечен художественным рисованием, лепкой, плетением, работой по дереву. В общении детей с родителями и сотрудниками детского сада проявляются нравственные порывы — радовать своим трудом, быть полезными старшим в труде, оказывать помощь малышам. Ребята высказывают желание быть художниками, строителями, моряками, учителями, полицейскими, пожарниками. Их цели и мечты реальны, связаны с любовью к родному краю, уважением к его людям. У старших детей к концу года насчитывается семь — десять ролей в играх, из них две-три любимые. К этим ролям проявляется особая симпатия, внутреннее стремление стать тем, кого они воплощают в игровом образе. В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты по пустякам, может быть, следуя и в жизни поведению своего любимого героя. Внимательнее становятся ребята и к требованиям воспитателей, родителей. В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.

Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:

1) Воспитатель должен играть вместе с детьми. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в игре, ощущал себя вне оценок, проявлял инициативу, воспитатель должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера.

2) На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Поэтому воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

3) На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4) Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры на каждом возрастном этапе.

Следуя методике Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, игра дошкольников становится творческой, активной, разнообразной, развивающейся деятельностью. Игра выполняет в этом случае все присущие ей функции и занимает положительное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

1. Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Педагог должен отчетливо представлять реальные возможности каждой игры, выполняющей специфичные функции. По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

2. Педагогическая разработка плана игры.

На начальном этапе конструирования игры необходимо наметить ее сюжет, определить игровые роли и наполнить их конкретным содержанием. Наибольшая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей в предлагаемом варианте.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Предлагая детям план игры, воспитатель должен стремится так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации.

Важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации. Сюжетно-ролевые игры дошкольники всегда начинают с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т. п. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Чтобы игра захватила воображение ребенка, принесла ему радость творчества, воспитателю очень важно помочь ему войти в игровую ситуацию.

5. Распределение ролей.

Воспитатель при распределении ролей должен стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому давать желаемую роль, предлагать очередность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры.

Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры. Можно использовать для этого некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Можно воспользоваться другим методическим приемом, когда главные роли в начале игры распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением, что позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1) Воспитатель организовывая игру обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию. Если в игре педагог будет обращаться обычно, называя их по именам и фамилиям, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию.

2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей – поощрения, наказания, требования – должны осуществляться в игровом ключе, не разрушая воображаемую ситуацию.

4) Целесообразно в ходе длительной сюжетно-ролевой игры включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволит укрепить воображаемую ситуацию игры и позволит внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Как правило, если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, воспитатель заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно- ролевых игр для детей старшей группы доу

картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе доу....

Консультация «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благода...

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Для детей старшей группы

Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановк...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы.

В картотеке даны игры по данному возрасту....

Организация и руководство сюжетно - ролевых игр во второй младшей группе №4 "Бусинки"

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взр...