Консультация для педагогов " Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством"
консультация (старшая группа)

Тимофти Евгения Руслановна

Консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МАДОУ№ 5 «Колокольчик»

Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством.

   Экологическую работу с детьми можно проводить, усваивая культурно-исторический опыт народа.

   Так, например, потешки. Их можно разделить на группы, которые знакомят детей: с природными явлениями, с растительным миром, животным миром; семьей и бытом; учат заботится о растениях и животных.

    Даже в потешках даются элементарные знания о признаках времён года, о природных явлениях, об особенностях растительного и животного мира.

- Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

- Не иди, дождик, где косят,

А иди, где просят.

Не иди, дождик, где жнут.

А иди, где ждут.

- Пчёлы гудят, в поле идут.

С поля идут, медок несут.

    Есть много потешек про солнышко, про то, как детки ложатся спать. В этом случае можно детей знакомить с понятием «день-ночь».

   Потешки о природных явлениях знакомят детей с радугой, туманом, ветром, тучей, дождём, снегом, морозом, вьюгой, метелью.

     С помощью потешек дети узнают, для чего нужна вода.    Это: для умывания и приготовления пищи, для мытья посуды и чтобы помыться, постирать бельё и потушить пожар, необходима для водоплавающих птиц и для жизнедеятельность растений, для того, чтобы работала водяная мельница.

                    Под горою баня топится,

Кошка моется, торопится.

Говорят у дверей:

- Петя, Киса поскорей!

Тут стоят девять котят,

Все помыться хотят.

                   Как у наших у ворот

Стоит озеро воды.

Уточка купается,

Водица колыхается.

                        На поварихе колпачке,

В руке сверкает черпачке.

Она готовит нам обед –

Прекрасен запах щей.

- Кто вымыл руки!

Тот щи получит.

Но крендель с маком есть у Белки

Для тех, кто любит мыть тарелки.

                    Под горой на речке.

На тоненькой дощечке

Таня платье стирала,

Чисто полоскала,

Сухо выжимала.

                      Дождик, дождик. Пуще!

Будет травка гуще.

                  Тили-бом, тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать Кошкин дом!

За ней заинька с бадейкой

Да собачка с лейкой!

У лошадки – таз!

Как полили дружно, враз!

Огонь и погас!

Изучая пословицы и поговорки, дети так же знакомятся с живой и неживой природой.

Увидал грача – весну встречай.

Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее.

       Ещё пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания, на формирование здорового образа жизни.

Береги платье сново, а здоровье смолоду.

Грязью зарос, хоть репу на шее сей.

       Знакомясь с пословицами о здоровье, дети узнают лекарственные растения, которые можно использовать для профилактики и лечения простудных заболеваний. А ещё растения, которые содержат витамины и минералы, участвуют в обменных процессах, способствуют повышению защитных сил организма.

    С детьми можно сделать зарисовки этих растений, собрать в папки и в зимнее-весенний период в качестве рекомендаций выставлять их для родителей.

       Есть пословицы, которые заставляют детей задуматься, как себя надо вести по отношению к природе.

- Земля – тарелка, что положишь, то и взойдёт.

- Без хозяина земля - круглая сирота.

- Каков строитель – такова и обитель.

     Дети рассуждают, думают, вспоминают. Если, например, сбить мухомор, то потом лосям нечем будет лечиться; если развести костёр в лесу, то потом на этом месте долго не будет расти трава; если рвать растения, то они быстро гибнут и не дают семян, значит, растений становится меньше и т.д.

     

      Здесь можно обратиться к потешкам.

 

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушку нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя.

Ешь ты досыта, бурёнушка моя.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Иван, Иван, вырывай бурьян,

Чтоб росла морковка, большая, как мутовка,

Чтоб росла репка, сладкая и крепкая,

Чтоб вырос огурец, длинноусый молодец.

       Можно познакомить детей с тем, что не всякая трава является сорной. Есть травянистые растения, которыми питаются животные и птицы.

        Предложите детям потешку:

Под горой, на речке,

На тоненькой дощечке –

Таня платье мыла,

Громко колотила…

      Они узнают, что раньше бельё стирали в речке. Затем дети расскажут, как мама дома стирает бельё: в стиральной машинке и воду берёт из крана. Затем можно сделать опыт. Небольшое количество воды из озера или реки пропустить через салфетки. Они станут грязными.

       Предложите детям и родителям подумать, как надо оберегать водоёмы от загрязнения.

       Проводя наблюдения в природе можно одновременно знакомить детей с поговорками.

- Упал один лист с дерева – жди осени.

- Октябрь землю покрыл, где листком, где снежком.

- В осень и у вороны копна.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Весна красна цветами, а осень снопами.

В начале ноября предложите детям эту поговорку: «Ноябрьские ночи до снега темны».  Пусть дети объяснят, почему надо ждать снега и понаблюдают, когда выпал снег стало светлее или нет.

      Понаблюдайте с детьми за продолжительностью дня. В декабре день самый короткий, а потом день постепенно увеличивается. И в феврале можно сказать «Февраль три часа прибавил».

      Заклички и приговорки, пожалуй, самые древни из форм детского фольклора. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; радугу – «перебить дождя».

Чудесные свойства явлений природы даны в закличке как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они действительно несут.

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Приговорки – интимное общение с природой один на один. Фактически все живое, что окружает ребенка не обойдено вниманием.

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии.

Гребу бобром –

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь,

Нырком пойду,

Из-под воды вон уйду!

Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, дети учатся прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление.

Курли,курли, курли,

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси, по Руси!

Приговорка самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая: матушка-репка, уродись крепка; капуста-виласта, будь пудаста. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительская действий детей в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством»

Изучение детьми объектов живой и не живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множеств...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Консультация для воспитателей. «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с ...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...