Выступление на методическом объединение
материал

Омарова Анастасия Владимировна

Речевое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kmo.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на муниципальном методическом объединении

для воспитателей дошкольных учреждений

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

с учетом ФГОС ДО» на тему «Развитие речи детей средствами сенсорного развития»

Составил: воспитатель Омарова А.В.

МАДОУ № 88

« Развитие речи детей средствами сенсорного развития»

Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. 

Речь можно развивать с помощью сенсорики .Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Игры, развивающие сенсорные способности детей позволяют так же и мелкую моторику. Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе я не стремлюсь покупать большое количество развивающих игр, многое делаю своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них. Достоинство этих игр ещё в том, что они не требуют какого-то специального материала, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание помочь детям.

В изготовлении игр использую не только приобретённый в магазине материал, но и бросовый – это пробки от бутылок, различные баночки, старые фломастеры, пластинки. Обращаюсь к родителям, видя над какой важной проблемой, я работаю в развитии детей, они мне не отказывают в помощи изготовления игра. Активно используются различные игры - тренажёры, как заимствованные у других педагогов, так и разработанные лично. С их помощью решаются различные дидактические задачи. Такие как:

1. Знакомство с сенсорными эталонами;

2. Развитие мелкой моторики руки;

3. Формирование и активизация словаря ребёнка и другие.

Для изготовления этих игр так же использую различный бросовый материал. Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей.

Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в непосредственно образовательной деятельности.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорики и мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада всё это помогло мне добиваться поставленных целей. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но   для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:

1.    Приобретены:

         -  настольно – печатные игры:  «Собери картинку», «Лото», «Чей малыш?»;…

         -  дидактические игры и игрушки:  «Вкладыши», шнуровки

2. Изготовлены своими руками: «Посуда» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме. Ход игрыПредложить ребенку правильно подобрать  по цвету предметы посуды.

«Чудесный мешочек-1»Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как:

фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

     В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:

-  словесный (указания, объяснения, просьбы);

-  наглядный (образец, показ предметов, действий);

-  игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...