«Познавательное развитие» с детьми старшей группы по теме: «Свойства воды»
план-конспект занятия (старшая группа)

Горзина Татьяна Михайловна

Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами, выделять объект и его главное назначение; знакомить с качественными характеристиками воды (прозрачная, испаряется, течет); развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kz_ek.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Круговорот воды в природе»

Программное содержание: Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами, выделять объект и его главное назначение; знакомить с качественными характеристиками воды (прозрачная, испаряется, течет); развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал и оборудование: глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой,  салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный), термос с кипятком, лёд

 Словарная работа: испаряется, прозрачная, течет.

Ход:

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть  в игру, но играть со мной будет тот, кто найдет объект, который я загадаю.

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны (Ответы детей)

Воспитатель:  Что это такое? (Ответы детей) А, что такое глобус? (Ответы детей) А какой формы наша планета-Земля? (Ответы детей)

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это? (Ответы детей) А, что обозначено желтым цветом? (Ответы детей) А чего больше на Земле: воды или суши? (Ответы детей)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в  голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем, синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) –
          Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Воспитатель: А теперь скажите: кому нужна вода на Земле? (Ответы детей) Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода. Тогда я  приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Наденем халаты и пройдем в лабораторию.

Опыт N1: “Вода жидкая, может течь

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется. Отметьте это на схеме.

Опыт N2: “Вода прозрачная”

Воспитатель:

  Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Отметьте это на схеме.

Опыт N3 “У воды нет вкуса”

Воспитатель:

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Отметьте это на схеме.

Опыт N4 “У воды нет запаха”

Воспитатель:

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Отметьте это на схеме.

Опыт N5: “Вода не имеет формы”

Воспитатель:

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Вывод: вода не имеет формы.

Опыт N6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт N7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Вывод: пар – это тоже вода.

Физкультминутка:

«Море волнуется»

Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

Дети: это круговорот воды в природе

 Послушайте  сказку о путешествии капельки…“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

Опыт № 1

Воспитатель:

Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Опыт №2

Воспитатель: А сейчас понаблюдаем, как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела

- Во что превратилось наше облако? (Ответы детей, дождь)

- Как  называется это явление? (Ответы детей, круговорот воды в природе)

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Какие свойства у воды? Прочитаем нашу схему. Дети «читают схему».

Воспитатель: Молодцы! Вот как много нового и интересного узнали о воде. Снимайте халаты и можете идти отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Методическая разработка по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему "Свойства воды"

Цель: способствовать развитию у детей знаний о природе, любознательности, через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:·        продолжать формировать...

Игра по познавательному развитию с детьми старшей группе на тему "Знатоки математики"

Материал создан с целью закрепления знаний детей, общения и систематизации  по познавательному развитию...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»

Конспект НОД  по познавательному развитию  с детьми старшей группы на тему «Рыбы»...

НОД по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Свойства воды»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Свойства воды»с использованием технологии исследовательской деятельности...