занятие по экспериментированию "Волшебный песок"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Михайлова Вера Николаевна

- Ребята, хочу пригласить вас в лабораторию, будем делать с вами опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать я сейчас скажу, а вы отгадайте.   

       Из камней он появился, зёрнами на свет родился. Желтый, красный, белый и немного серый. Я люблю из него лепить, ножками ходить. Он речной и морской. 

   - Как вы думаете, что это? Правильно, песок.  Мы будем разговаривать о песке. Я предлагаю  ознакомиться, откуда появился песок. Песок – это природный материал. Образуется песок при разрушении горных пород. Обратите внимание на экран и посмотрите картинки. 

 - А сейчас я приглашаю вас в песочную лабораторию, чтобы провести опыты с песком и закрепить знания о его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnyy_pesok.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей   Калининского района  Санкт-Петербурга 

 

 

 

 

 

Конспект совместной деятельности  

форма проведения: исследовательская лаборатория  

Тема: «Волшебный песок» 

для детей подготовительной группы (6-7 лет) 

 

     Технологии : здоровьесберегающие технологии; игровые технологии, 

технологии проектной деятельноститехнология исследовательской деятельностиинформационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии. 

  

 

 

 

 

 

                                              

     Авторская разработка воспитателя: 

                                                   Михайловой Веры Николаевны 

                                                   Высшая квалификационная категория 

 

 

                                             

                                                                          

                                                 2020 г.

Цель:    Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.  

0Задачи: 

  • Расширять представлениям детей  об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о песке и добавить новые,  посредством выполнения  экспериментальной деятельности. 
  • Способствовать  развитию мыслительной и коммуникативной  деятельности. Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук. 
  • Расширять и активизировать словарный запас детей 
  • Продолжать знакомить детей со свойствами песка. 
  • Познакомить детей с новыми приемами работы с песком. 
  • Развивать  познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. 
  • Развивать  умение работать в малых группах. 
  • Развивать умение сравнивать предметы, находить сходства и различие, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 
  • Приобщать детей к изобразительной деятельности при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография) 
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению в мире природы. 
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности 

Предварительная работа: 

  • Создание развивающей среды, пополнение мини лаборатории соответствующим оборудованием для проведения опытов.  
  • Изготовление  карточек-схем 
  • Беседы: «Где можно найти песок?», « Пустыня, какая она». 
  • Наблюдение и игры с песком на прогулке, в группе  «Рассели животных по домам», «Найди фигуру», «Вершки и корешки». Пополнение картотек. 
  • Проведены  опыты и эксперименты: «Чьи следы», «Куда исчезла вода», «Из чего состоит песок». 
  • Словарная работа : стекловары, дюны, пескография. 
  • Чтение произведений Н.А Рыжова «Не просто сказки», О.В.Давыдова «Неизведанное» 
  •  Консультация для родителей « Песок поможет вашему ребёнку развить фантазию» 
  • Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр. 

Материал и оборудование: 

  • Проектор, ноутбук 
  • Тарелочки с сухим и сырым  песком; 
  • Стаканчики; подносы 
  • Бутылочка с водой; 
  • Весы; 
  • Воронка; 
  • Ложка, трубочка, палочка, салфетка; 
  • Лупа, формочка 
  • Трафареты и предметные картинки; 
  • Модели-карточки, 
  • Цветной мел, клей-карандаш, цветной песок; 
  • Фартуки, медали для награждения.  

 

                   

 Ход  совместной деятельности: 

Воспитатель:   

- Ребята, хочу пригласить вас в лабораторию, будем делать с вами опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать я сейчас скажу, а вы отгадайте.   

       Из камней он появился, зёрнами на свет родился. Желтый, красный, белый и немного серый. Я люблю из него лепить, ножками ходить. Он речной и морской.  

   - Как вы думаете, что это? Правильно, песок.  Мы будем разговаривать о песке. Я предлагаю  ознакомиться, откуда появился песок. Песок – это природный материал. Образуется песок при разрушении горных пород. Обратите внимание на экран и посмотрите картинки. 

 - А сейчас я приглашаю вас в песочную лабораторию, чтобы провести опыты с песком и закрепить знания о его свойствах.  (дети надевают фартуки) 

Ребята, вы настоящие ученые и должны знать правила поведения безопасности при экспериментировании. (дети говорят правила поведения

 

-  каждый работает на своем месте; 

- не толкаться и не мешать друг другу; 

-  класть всё на место; 

-  делать всё аккуратно; 

- не дотрагиваться руками до глаз, лица и рта; 

-  не брать песок в рот; 

-  если грязные руки, пользоваться салфеткой. 

 

Воспитатель: 

- А самое главное правило- ничего не трогать руками, пока я вам не скажу. 

- Ребята, посмотрите на свои столы, перед вами настоящее лабораторное  оборудование. Что вы видите на столе? ( ответы детей

- Все это пригодится нам в работе для проведения опытов. А теперь начнём наше экспериментирование. 

- Приложите  ладонь к песку в цветной тарелочке.  Что вы ощущаете? Какой это песок?  

- Приложите ладонь к песку в белой тарелочке. Какой это песок? 

  (дети рассказывают о своих ощущениях : это сухой и влажный песок) 

 

- Посмотрите, у  меня  на досках карточки, на которых изображены солнышко и  капельки. Карточка – солнышко, мы будем говорить о сухом песке.  Карточка с изображением капелек, мы будем говорить о влажном песке.( (воспитатель  прикрепляет карточки, обозначающие свойства  сухого и влажного песка  на два  стенда по очереди.) 

- Ребята, продолжим наши открытия.  

- Возьмите лупу, посмотрите на сухой и сырой песок. Из чего состоит песок? Какого цвета? 

Ответы детей (из камушков, сухой песок – светлый, а  влажный – темный. 

- У меня  в руках  две кляксы. Мы будем сухой песок обозначать желтой кляксой, а влажный  - тёмной. 

- Возьмите стаканчик и воронку, ложечкой положите в воронку сухой песок. Что произойдёт?     

Ответы детей  ( сухой песок сыпется ,он сыпучий) 

- Возьмите другой стаканчик, ложечку и положите   в воронку влажный  песок. Что произойдёт? ( дети делают эксперимент самостоятельно по схеме  о свойствах песка) 

Ответы детей (влажный  песок не  сыпется) 

- Какие вы молодцы, вы ещё одно свойства песка  узнали. Сухой песок- сыпучий, влажный– не сыпучий. ( воспитатель прикрепляет  карточки данного свойства песка) 

- Ребята как вы думаете ,  имеет ли сухой и влажный  песок форму?  Правильно давайте это определим с помощью фигур. ( ребята берут с тарелочки фигурку и определяют свойства песка) 

Ответы детей (сухой песок не имеет форму, а влажный  имеет форму) 

- Правильно, сухой песок не имеет форму, а влажный песок может принимать ту форму, которую мы ему придадим. Давайте из влажного  песка слепим куличики. 

 -  Продолжаем наши эксперименты. Положите воронку в стаканчик с сухим  (сырым) песком, налейте из бутылочки воды в стакан, ложечкой размешайте.   О каком свойстве песка можно сказать? 

Дети- сухой и влажный  песок в воде не растворяются 

Правильно, ребята ( воспитатель прикрепляет карточки  данного свойства песка).    

- А сейчас возьмите трубочку и подуйте на песок. Какие выводы можно сделать? 

Дети – сухой песок разлетается,  он лёгкий, а влажный  не разлетается, он тяжёлый,  склеен водой. 

-Чтобы точно узнать, что сухой песок легче, а влажный   тяжелее нам помогут весы. Насыпьте на одну чашу весов сухой песок, а на другую влажный. Молодцы, вы узнали  ещё одно свойство песка.  

- Предлагаю вам, ребята,  понюхать  песок, и определить, имеет ли он запах. 

Ответы детей ( сухой песок не имеет запаха, а влажный – имеет запах). 

Физминутка 

Раз,два, три , четыре 

Из песка дворец слепили 

Окна двери открывали 

И руками помахали 

Петя замок строит ловко 

Маша торт печет ведёрком 

Здесь у моря на часок 

Всех детей собрал песок. 

 

- А сейчас, ребята, давайте все вместе сделаем общий вывод о сухом и  о влажном песке. Расскажем об их свойствах. И чтобы не запутаться, мы будем опираться на карточки ( два человека у доски рассказывают  по карточкам о свойствах песка, остальные ребята дополняют) 

-Вот сколько открытий мы с вами сегодня сделали о песке. Мы с вами как настоящие ученые предполагали и  доказывали. 

-Но это ещё не все свойства песка. Я хочу познакомить вас с ещё одним свойством, о котором вы раньше даже и не слышали. Вы знали, что песок можно окрашивать в разные цвета, и создавать потом и цветного песка  картины? 

Ответы детей.  

А хотели бы научиться? 

Ответы детей. 

Для этого нам понадобятся простые мелки и песок. Вот и всё. Чтобы окрасить песок при помощи мелка, необходимо его потереть на мелкой тёрке. Если вы захотите изготовить цветной песок дома, обязательно обратитесь за помощью к взрослому, потому что тёрка – это острый предмет и обращаться с ней надо аккуратно. 

-У вас  в баночках уже есть натёртый  цветной песок. Попробуйте добавить его в сухой песок и перемешать палочкой. Поменял ли цвет песок? 

Ответы детей. 

- На столе перед вами находится  трафарет.  Нужно положить его на  картон, промазать клеем и засыпать тонким слоем  цветного песка при  помощи ложки. Эту работу выполняют мальчики. Девочкам  предлагаю взять листок с контуром   и цветной картинкой.  Нужно промазать весь контур картинки клеем, затем засыпать его тонким слоем песка. При помощи салфетки немного прижать песок, чтобы он приклеился. Всем ясно задание?  Можете приступать. А кому будет нужна моя помощь, просто поднимите руку, и я к вам подойду. 

( дети выполняют работы с трафаретами и предметными картинками).  

- Молодцы ребята! Какие красивые работы у вас получились. А теперь давайте их поставим на выставку и покажем родителям. 

- Ребята, мы сегодня в песочной лаборатории узнали очень много интересного о песке, вы не только  узнали о свойствах песка, откуда появился песок , но  сумели выполнить своими руками  прекрасные работы, используя цветной песок. Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? Вы отлично потрудились. И за это я хочу наградить вас медалями юных учёных.  Наша  работа в лаборатории заканчивается, всем учёным говорю спасибо, до новых встреч! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Занятиепо математике в подготовительной группе

Занятие по математике.Тема:« В гости к Дюймовочке».Программное  содержание:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение поль...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...