Опыт работы
методическая разработка

Глазкова Жанна Васильевна

Опыт работы на тему 

«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

»Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры. Обучение певческой культуре детей дошкольного возраста дают позитивные результаты. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Обучая малышей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому я владею не только методикой обучения пению, но и берегу голос ребёнка, нахожу такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании этого опыта. Данный методический материал может быть рекомендован музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2020.docx148.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

                             

Педагогический опыт работы

«Формирование певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

                     

Музыкальный руководитель

Глазкова Жанна Васильевна

           

пос. Новогорный

2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Система работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………7

1.1. Примерная структура организованной образовательной деятельности……………………………………………………………...………7

1.2. Методы работы по работы по развитию вокально-певческих навыков…8

1.3. Приёмы работы по развитию вокально-певческих навыков……………  9

1.4. Охрана детского голоса……………………………………………………13

2.  Формирование вокально-песенных навыков у детей……………………   15

2.1. Разучивание песни……………………………………………………….    17

2.2. Закрепление текста………………………………………………….….....  17

2.3. работа над качеством исполнения………………………………………   17

2.4. Закрепление песни……………………………………..…………………   18

2.5. Концертное исполнение…………………………………………………    18

3. Формы взаимодействия с родителями…………………………………...     19

4. Результативность работы………………………………………………….     21

4.1 Перспектива в работе……………………………………………………… 22

Заключение……………………………………………………………………..  23

Список литературы…………………………………………………………        24

«Запоют дети – запоет народ»

К.Д. Ушинский 

Введение

Будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас – педагогов. В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей.  Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции.

   Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса. «Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры», Золтан Кодаи.

             Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Пение – это здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Ребенок во время пения учится дышать, а точнее – удерживать и правильно распределять дыхание. Дыхание – это работа наших легких. Улучшается кровообращение, укрепляются связки.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей. Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформированы следующие цель и задачи:

Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Добиваться выравнивания звучания детского голоса, естественного легкого пения, чистоты и гармоничного голоса.
  2. Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования.
  3. Достигать искренности исполнения дошкольниками песен, умения раскрыть художественный образ песни, формировать у детей музыкально – эстетические эмоции.
  4. Совершенствовать навыки хорового пения.
  5. Способствовать развитию детского песенного творчества.

Условия реализации данных задач

  1. Создание предметно-развивающей среды для самореализации творческого потенциала ребёнка.
  2. Методическое сопровождение.
  3. Охрана детского голоса.
  4. Профессиональная подготовленность музыкального руководителя, компетентного в вокальном искусстве.  

Общепедагогические принципы обучения пению

  1. Принцип постепенности и последовательности.  От простого к сложному (от пения группой к сольному исполнению с аккомпанементом или под фонограмму, используя микрофон).
  2. Принцип прочности. Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении. Поэтому время от времени мы возвращаемся к старым песням.
  3. Принцип сознательности. Стремимся воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
  4. Принцип наглядности. Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности - это исполнения песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, прочному усвоению песен.
  5. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.
  6. Принцип творческого развития. Направлен на утверждение ценностей творчества, новаторства в детском   коллективе, стимулирует индивидуальные проявления детей, инициативность в процессе образовательной деятельности.

1. Система работы по обучению и развитию вокальных

навыков у детей старшего дошкольного возраста

Расширив и углубив основные требования типовой программы дополнительными задачами, мною была создана собственная система развития вокально-хоровых навыков, которая содержит в себе осуществление различных форм организованной образовательной деятельности (индивидуальной, по подгруппам и фронтальной).  

По содержанию образовательная деятельность – тематическая, доминантная, интегрированная, традиционная, комплексная; широко использую обучение с элементами соревнования, конкурсы и т.д.

 При построении совместной образовательной деятельности учитываю принцип интеграции образовательных областей (музыка – художественно-эстетическое творчество, познание, коммуникация и чтение художественной литературы).

  1. Примерная структура организованной образовательной деятельности

Вокальные упражнения включаются во все части организованной образовательной деятельности с детьми: пения и музыкальных игр, музыкально – ритмических движений, слушания музыки.

Музыкальную деятельность с детьми по приобретению вокально – хоровых навыков планируем по следующей структуре:

  1. Вокально – двигательная гимнастика.
  2. Музыкально-ритмические игры (Приложение №)
  3. Упражнение на развитие дыхания (Приложение №)
  4. Вокально – хоровые упражнения.
  5. Артикуляционная гимнастика (Приложение №)
  6. Дикционная разминка.
  7. Речевые и ритмические игры.
  8. Песни.
  9. Музыкальные пальчиковые игры или вокализация при слушании музыки.
  10. Музыкальные игры с пением.

Основные трудности при подготовке к образовательной деятельности – это правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка; сделать деятельность детей яркой, интересной.  

1.2. Методы работы по развитию вокально-певческих навыков

В своей работе использую общепринятые методы вокальной педагогики.

1. Концентрический метод обучения направлен на формирование вокальных навыков.

2. Фонетический метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а также на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.

3. Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, при котором дети, подражая, воспроизводят услышанное.

4. Метод мысленного пения направлен на развитие музыкально – слуховых представлений. Активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления.

  5. Метод сравнительного анализа, при котором сравниваются различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного, учатся оценивать собственное исполнение, при этом формируется навык самоконтроля.

6. Фонопедический метод В.В. Емельянова. Применение фонопедического метода развития голоса по В.В. Емельянову в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом основанных на общих закономерностях голосообразования. Например, «Сказка о язычке» может быть различного содержания и включать в себя разнообразные сочетания упражнений, в зависимости от поставленных задач вокальной работы.

1.3. Приемы работы по развитию вокально-певческих навыков

Глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия не только методов, но и приемов.

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.

2. Оценка качества. Оценка детского исполнения песни зависит от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность, осуществлять индивидуальный подход к ребенку при обучении пению. К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия. 

3. Приветствие. Совместная организованная деятельность с детьми начинается со свободного входа детей, с приветствия «по трезвучию» (припеваем «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте»). Дети располагаются возле инструмента.

4. Распевка. Перед началом пения важно провести распевку, одну - две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Тучка», «Ёжик и бычок» и др.). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

5. Быстрый темп. Максимальное использование методических приемов в быстром темпе активизирует детей, приносит разнообразие и живой отклик.

        6.  Постепенное усложнение заданий. Задания для детей постепенно усложняются путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие. А настроение детей - немаловажный фактор овладения вокальными данными.

7. Поочередное пение. Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).

8. Привнесение игровых моментов. Включение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Использование игрушек, картин, образных упражнений украшают образовательную деятельность, делают её более продуктивной, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные ранее.

9. Приобретение детьми теоретических знаний. Для формирования устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знакомим их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, даём представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.

Использую следующий комплекс мероприятий:

  • игровые беседы «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?»;
  • понимание причин возникновения звука, звуковой речи («Почему все звучит?»);
  • выявление причин возникновения высоких и низких звуков («Почему мишутка пищал?», «Как появляется песенка?»).
  • посещение концертов в музыкальной школе и др.

10. Развитие дикции. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных звуков – дикция.

        Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. (Примеры: «Три сороки тараторки тараторили на горке», «На дворе трава, на траве дрова», «Наш Полкан попал в капкан» и др).

11. Применение дирижерских жестов. В работе над ансамблевым пением применяю дирижерские жесты: сильный взмах – громкое звучание, слабый – тихое, показываем рукой начало и конец фразы, начало и конец пения: жестом обозначаем задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.

12. Исполнительская деятельность. С целью расширения рамок исполнительской деятельности провожу индивидуальную работу не только с детьми, отстающими в пении, но и с теми, которые очень хорошо поют и владеют всеми певческими навыками, поскольку у них есть потребность в пении, и в   выступлениях.

Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь речитативом, скандировать. Чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями.

13. Музыкально-ритмические игры. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются   музыкально-ритмические игры, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру  на музыкальных инструментах. В доступной игровой форме дети разбираются в соотношении звуков по высоте, у них развивается чувство ритма, тембровый и динамический слух.

14. Вокально-двигательная гимнастика. Цикл попевок с определённым фонематическим составом позволяет в рамках вокальной работы над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией, способствовать своевременному и качественному развитию речи детей дошкольного возраста. Используется природная тяга детей к рифмотворчеству и подпеванию. Подпевание, пение, слушание музыкальных фраз с определенным фонематическим составом развивает речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи и основных качеств голоса. Воспитывается слуховое внимание, правильное вокальное дыхание способствует развитию речевого дыхания.

15. Игровой самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения, как «Дождик-дождик», «Ладушки - ладошки», «Ручки», «Кисонька», «Капуста», «Паровоз», «Пчела», «Труба» способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Ребенок играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, при этом проговаривает все свои движения чистоговорками.

16. Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря использованию на своих занятиях элементов креативной гимнастики «Магазин игрушек», «Творческая импровизация», «Море волнуется» создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

17. Дыхательные упражнения. Во всех возрастных группах неотъемлемой частью занятия является дыхательная гимнастика, которая помогает детям восстановить дыхание, расслабиться. Это такие упражнения, как: «Волны шипят», «Насосы», «Шарики», «Вороны».

Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают активизировать внутренний слух, развить творческое начало.

1.4. Охрана детского голоса

Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Родители, педагоги не должны забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.  

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому провожу соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Предупреждаю родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша, время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4-5 лет детские голоса звучат не напряженно, естественно в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

В этот период дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Последние «разогревают» певческий аппарат, с их помощью легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

        Для защиты певческого голоса использую оздоровительные упражнения, например, «Заведем мотор самолета», «Понюхай цветок» и др. Сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение – чередование коротких и длинных слогов по руке, сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабым дыханием. В простой доступной форме детям объясняю, как нужно беречь голос, как дышать, провожу дыхательную гимнастику, специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбираю интересные стихи и песни, содержание которых отражает значение для ребенка правильного дыхания.

Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирования вокально – песенных навыков у детей

Поэтапная работа

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально – хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

   1 этап – это работа над выработкой напевности звучания на основе задержки дыхания, выдоха. Учим детей певческому дыханию при помощи специальных дыхательных упражнений без звука, звуковых дыхательных упражнений: «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание», «Ветер».

2 этап – точное воспроизведение мелодии. Сначала начинаем петь простые песенки, построенные на двух - трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым как бы «подравниваясь» к вокальной интонации.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а» «ма-а-а»). Дети должны ощутить, как звук вибрирует («губам щекотно»). Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Для обучения детей напевному звучанию выбираем песни в медленном и умеренном темпе и добиваемся протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («У кота-воркота»).

3 этап - работа над интонированием. Знакомим с понятием высоты звука. Для эффективности используем пособия «живые картинки» с движущими деталями (упр. «Лесенка», «Пой со мной» и др.) Чтобы добиться чистоты интонирования, используем следующие приемы:

  • пение a capella;
  • пение в сопровождении металлофона;
  • пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у»;
  • пение с солистами;
  • показ направления движения мелодии на рисунке, схеме, музыкальной лесенке;
  • использование наглядных пособий;
  • показ движения мелодии рукой;
  • игры-повторялки;
  • пение в полголоса;
  • пение подгруппами, по одному;
  • пение закрытым ртом (мм…), слогами (ти-ти, та-та, ла-ла), про себя,
  • пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).

Одновременно на простых упражнениях работаю над выстраиванием унисона. Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, стараюсь научить каждого ребенка слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы для формирования навыков ансамбля и строя: пение «цепочкой», «песенки – эхо», «пение про себя».

2.1. Разучивание песни

Для скорого запоминания текста и мелодии использую игровые приемы по методике О.В. Кацера:

  • показ песни с движением – паузами;
  • показ песни с превращениями;
  • показ песни во время релаксации детей;
  • показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки);
  • показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

2.2. Закрепление текста

Варьировать работу позволяет применение следующих приемов:

  • проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
  • беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание;
  • пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети;
  • игра «я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поет педагог, а после сигнала песню подхватывают дети.

2.3. Работа над качеством исполнения

  • пение на звук «у» для выравнивания унисона;
  • пение a capella для внимательного слушания своей интонации;
  • пропевание сложных элементов со словами или вокализации;
  • игра «Хлопки», дети поют песню все, по хлопку пение мысленно;
  • использование детских музыкальных инструментов;
  • похлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста;
  • игра «Узнай песню по ритму»;
  • пение с ритмическим аккомпанементом;
  • пение мелодии на слог «лю» выравнивания тембровое звучание;
  • пение по фразам.

2.4. Закрепление песни

Требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности:  

  • пение по подгруппам;
  • игра «Спрячем мелодию»;
  • сольное пение;
  • пение с движением;
  • инсценирование песни;
  • соревнования «Мальчики и девочки».

2.5. Концертное исполнение

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим. Концертная деятельность – особая часть работы детского вокального коллектива. Это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми.

Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью.

Дети испытывают радость от соприкосновения с миром образов музыкальных произведений, воплотителями которых они являются, и от ощущения себя настоящими артистами, способными делиться частичками своей души с каждым из слушателей.

3. Формы   взаимодействия   с родителями:

 Свою работу организовываю и в тесном контакте с родителями.

Основополагающим фактором в развитии и воспитании ребёнка является семья. Деятельность достигнет большего результата при условии контактного общения с родителями, находя в их лице союзников и надёжных помощников. Работа строится на привлечении родителей к совместной деятельности.

В каждой группе действует информационный музыкальный уголок для родителей, где все желающие могут найти нужную для себя информацию по музыкальной деятельности: «Какой должна быть музыка для детей»,  «Как знакомить ребенка  с музыкой», «Что такое музыкальность?», «Музыка-развитие ребенка» и т.д., памятки, буклеты, шпаргалки для родителей:  ««Музыкальные игры дома», «Как организовать День рождение ребенка», «Классическая музыка и ребенок дошкольник», «Пойте вместе с детьми», «Детские музыкальные инструменты своими руками» и т.д. Информационные стенды для  родителей  помогают ознакомиться с предстоящими  праздниками, развлечениями, познакомиться с музыкальным репертуаром для детей.

Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых просмотров образовательной деятельности, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками проводимых мероприятий: «День Матери», «День пожилых людей», «День семьи», «Масленица», «День знаний», «День защиты детей» – это те праздники, которые стали традиционными в нашем дошкольном учреждении с участием родителей.   Родители узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в детском саду.

Также родители оказывают большую помощь в подготовке своих детей к участию в различных музыкальных конкурсах, со временем они сами стали принимать участие в них, где вместе с детьми демонстрируют свое творчество. Так в 2016 году мама двоих детей приняла участие в фестивале детского творчества «Звёздная семья», где аккомпанировала своим детям на фортепиано детскую песню «Моя семья».

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем музыкальному руководителю проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, в постановке и исполнение танцев, песен, частушек. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Взрослые показывают детям спектакли и кукольные представления. Совместные мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне.

            Благодаря творческому тандему, родители признаются, что они сами узнали много нового о музыке и ждут с нетерпением новых совместных встреч. Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.

  1. Результативность работы

 Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано. Считаю, что благодаря системе развития вокально-певческих навыков детей добиваюсь того, что мои воспитанники   могли понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально - песенному искусству. В результате проделанной работы вокально-певческие навыки детей улучшились. Ребята стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; значительно меньше стало «гудошников»; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения песен; проявляются навыки   хорового пения, детского песенного творчества:

Выросло   число родителей, принимавших участие в праздничных мероприятиях, конкурсах и фестивалях внутри детского сада:

Год

2018

2019

2020

Количество родителей

5

7

9

Заметно выросло и количество воспитанников, которые продолжают своё обучение в музыкальной школе:

Год

2018

2019

2020

Количество детей

5

6

8

         

4.1. Перспектива в работе

  • Разнообразить и внедрять новые формы, методы и приемы работы для проведения организованной образовательной деятельности;
  • Продолжать осуществлять   интеграцию в образовательном процессе.
  • Совершенствовать работу по программно-методическому обеспечению предметно-развивающей среды;
  • Продолжать осуществлять работу с родителями для привлечения их к участию    в разных формах работы по музыкально - эстетическому воспитанию детей.

Заключение

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: проводимая мною работа позволила привести в систему ряд методических приёмов, развивающих певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность применения этих приёмов подтвердилась показателями качества пения детей. Успехи в музыкальной деятельности детей объясняются применением в образовательном процессе дифференцированного подхода к воспитанникам, учёта их индивидуальности и особенностей.

Список использованной литературы:C:\Users\Oksana\Desktop\20891644-n------n--n---n-nf-n------n----n-nf-nf.jpg

  • Боровик. Т.А. Ти-ти та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет. - Минск, Пара Ла Оро, 2008 г.
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., Просвещение, 1984 г.
  • Вихарева. Веселинка Г.Ф. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2002 г.
  • Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., Просвещение, 1985 г.
  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  • Зацепина М.Б., Музыкальное воспитание в детском саду. М., Мозаика-синтез, 2005 г.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду, Москва, 2003.
  • Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. Санкт-Петербург, Музыкальная палитра, 2005 г.
  • Мерзлякова С.И., Ежедневник музыкального руководителя. М.,Астрель - АСТ, 2001 г.
  • Новикова Г.П., Музыкальное воспитание дошкольников.М., Аркти, 2000г.
  • Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. М., Просвещение, 1987 г.
  • Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л., Музыкальное воспитание дошкольников. М., Академия, 2000 г.
  • Радынова О. П., Музыкальные шедевры. М., Издательство ГНОМ и Д, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...