Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"
рабочая программа (старшая группа)

Кошеварова Людмила Николаевна

                  Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_professiy.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

 для детей старшего дошкольного возраста 

«Азбука профессий»

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                   

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3
  2. Учебный план………………………………………………………………………………………………………………6
  3. Учебно- тематический план……………………………………………………………………………………………….8
  4. Содержание программы………………………………………………………………………………………………….12     
  5. Критерии, показатели результативности реализации программы…………………………………………………….14
  6. Информационно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………...18

Пояснительная записка

            В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 

                В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. 

                  Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются  профессионально ориентированные интересы.

Программа направлена, согласно ФГОС ДО: 

В области «Социально-коммуникативное развитие» — «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»; 

В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»; 

В области «Речевое развитие» — «на владение речью как средством общения и культуры»; 

В области «Художественно-эстетическое развитие» — «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»; 

В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами». 

Программа «Азбука профессий» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838). 
  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 14.2013 №30384);
  • СанПиН 2.4.1. 3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

 

Цель программы: Формирование представлений детей о мире профессий, на основе создания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровой деятельности дошкольников. 

Задачи:

  • формирование положительного отношения к труду и первичных 

представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

  • развитие интереса к различным профессиям;
  • знакомство детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
  1. Учебный план  

Программа рассчитана на одно занятие в неделю, 32 – в год.  Каждый ребенок посещает – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.  

Формы работы с дошкольниками:

  • Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
  • рассказы воспитателей и родителей;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Методы обучения:

  • Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
  • Наглядные – показ, иллюстрации.
  • Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт    хозяйственно-бытового труда
  • Игровые — дидактические игры, сюжетно – ролевые  игры, игровые ситуации

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Блок

Теория

Практика

Кол-во часов

Учитель

1

1

2

Библиотекарь

1

1

2

Писатель

1

1

2

Врач, медицинская сестра

1

1

2

Ветеринар

1

1

2

Продавец

1

1

2

Почтальон

1

1

2

Пекарь

1

1

2

Повар 

1

1

2

Полицейский 

1

1

2

Спасатель 

1

1

2

Парикмахер 

1

1

2

Швея

1

1

2

Водитель

1

1

2

Космонавт 

1

1

2

Садовник 

1

0

1

Профессии моих родителей

0

1

1

32 часов

 

  1. Учебно – тематический план

№ 

Название раздела

Программное содержание

Сентябрь

часы

1

Учитель 

1. Беседа «Профессия учитель» 

2. Игра с мячом «Скажи по-другому»

3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

4. Экскурсия в школу

2

Октябрь

2

Библиотекарь 

1. Экскурсия в библиотеку

2. Игра «Кто самый внимательный?»

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

4. Викторина «Что я знаю о профессиях»

2

3

Писатель 

1. Рассказ воспитателя о профессии 

«Писатель»

 

2. Просмотр презентации «Великие русские писатели»

3. Игровые упражнения:

«Придумай сказку», «Сочини небылицу»,

«Что будет, если…»

2

Ноябрь

4

Врач, медицинская сестра 

1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» 

2. С/р игра «Скорая помощь»

3. Чтение И. Туричина «Человек заболел»

2

5

Ветеринар 

1. Беседа «Ветеринар» 

2. C/р игра «Ветеринарная лечебница»

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

4.  Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения)

2

Декабрь

6

Продавец 

1. Экскурсия в магазин

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

3. Чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец»

4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской.

2

7

Почтальон  

1. Экскурсия на почту

2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма)

3. С/р игра «Почта»

4. Составление и  отправка пригласительного  на новогодний утренник 

2

Январь

8

Пекарь 

1.  Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»

2 С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий)

3. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…»

4. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем)

2

9

Повар   

1. Экскурсия на пищеблок

2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители)

3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Беседа «Что нужно повару для работы» 

2

Февраль

10

Полицейский

1.Беседа о труде полицейского

2.Чтение С. Михалкова. «Дядя Стёпа милиционер»

3.  Сюжетно – ролевая игра «Полицейский»

2

11

Спасатель

1.Знакомство и беседа о труде спасателя

2.Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю»

3. С/р игра

2

Март

12

Парикмахер

1.Беседа «Труд парикмахера»

2. Чтение Д. Суслина «Парикмахер»

3. Д/игра  «Сделаем куклам красивые прически»

4. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

2

13

Швея 

1. Беседа «Профессия – швея» 

2.Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

3. Д/и «Подбери заплатку»

2

Апрель

14

Водитель  

1. Беседа «Труд водителя» 

2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”

3. С/р игра «Путешествие на автобусе»

2

15

Космонавт 

1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

2. Просмотр мультфильмов о космосе:

«День рождения Алисы», «Полет на луну»

3. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов»)

2

Май

16

Садовник 

1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника)

2. Чтение Г. Сапгир «Садовник»

3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Аппликация «Инструменты для садовника»

1

17

Профессия моих родителей

Фото и  видео презентации  

1

 

  1. Содержание программы

Тема

Цель:

Учитель

Познакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению.

Библиотекарь

Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге.

Писатель

Познакомить детей с русскими писателями и их произведениями

Уточнить представления детей о содержании работы писателя, о личностных качествах человека этой профессии

Развивать творческие способности, обогащать словарный запас

Врач, медицинская сестра

Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией.

Ветеринар

Познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий.

Продавец

Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца;

совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать

познавательную активность детей.

Почтальон

Знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Пекарь

Повар 

 Закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы.

Кондитер

Продавец

 Систематизировать представления детей о профессии продавца, о культуре труда. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Полицейский 

Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

Спасатель 

Познакомить с профессиональной деятельностью спасателя.

Парикмахер 

Познакомить с профессией парикмахер.

Швея

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых; расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.

Водитель

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем

Космонавт 

Познакомить детей с профессией космонавта.

Показать значимость его труда.

Садовник 

Знакомить детей с профессией садовник, показать значимость его труда, роль механизации в труде.

 Воспитывать любознательность и трудолюбие.

Профессии моих родителей

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике  «Липунюшка»...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Кузбассу"

Пояснительная записка Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную р...