Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Кузбассу"
рабочая программа (старшая группа)

Макарова, Ольга, Николаевна

Пояснительная записка

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Горскинский детский сад «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Путешествие по Кузбассу

                                                                             

 Макарова Ольга Николаевна

воспитатель

село Горскино, 2019

        Содержание

Пояснительная записка ..........................................................................................3

Учебный план……………………………………………………………………….7

Учебно-тематический план....................................................................................7

Содержание программы..........................................................................................9

Диагностический инструментарий........................................................................12

Информационно-методическое обеспечение программы.................................13

        

Пояснительная записка

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Цель

формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи

  1. Познакомить с историей возникновения Кемеровской области – Кузбасса, с культурным наследием, с местными традициями, обычаями и промыслами.
  2. Развивать  познавательный  интерес  детей  при  ознакомлении
  3. дошкольников с родным краем
  4. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, родной деревне.
  5. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину

Ожидаемые результаты проекта:
*  позитивная установка на восприятие патриотического материала
*  владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории Кузбасса

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных  знаний детей в символах родного края

Принципы формирования программы

Программа учитывает следующие принципы:

1.  Принцип  доступности:  содержание  и  объем  знаний  о  родном  крае,

приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития детей.

2.  Принцип  постепенности,  последовательности  и  систематичности:  темы

повторяются  в  каждой  группе,  изменяется  только  содержание,  объем

познавательного материала и сложность.

3.  Принцип непрерывности и преемственности педагогического  процесса  -создает  условия  для  обогащения  детских  представлений  о  родном  крае,

позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

4.  Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.

5.  Принцип  развивающего  характера  обучения,  основанного  на  детской

активности.

Ожидаемый результат

1.  Ребѐнок  обладает  элементарными  представлениями  о    истории

возникновения  Кемеровской  области  –  Кузбасса,     культурном  наследии,

местных традициях, обычаях и промыслах.

2.  Ребѐнок проявляет познавательный интерес к истории родного края.

Формы и методы обучения

Индивидуальная  форма  организации  обучения   позволяет

индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)

Групповая  форма  организации  обучения   (индивидуально-коллективная).  Группа  делится  на  подгруппы.    При  этом  педагогу,  в  первую

очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная  форма организации обучения.  Работа со всей группой,

единое  содержание.  Достоинствами  формы  являются   организационная

структура, возможность взаимодействия детей.

Программа предусматривает проведение:

  • традиционных занятий
  • экскурсий
  • бесед
  • дидактические игры
  • трудовая деятельность
  • рисование
  • посещение выставок
  • праздники и развлечения
  • просмотр видеофильмов
  • оформление выставок рисунков и поделок
  • рассматривание картин, иллюстраций, альбомов
  • просмотр телепередач
  • походы

Срок реализации программы

Реализация  Программы  ориентирована  на  дошкольников  от  5-7  лет,

реализуется  в  организованной  образовательной  деятельности,  в  совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей и в при проведении режимных моментов.

Срок реализации Программы 1 года.

Программа рассчитана на детей старшей - подготовительной  группы

НОД (непосредственная образовательная деятельность) проводится  в разновозрастной старшей-подготовительной группе

Максимально- допустимая нагрузка определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13.

Название

подгруппы

Продолжительность НОД

        

Объем образовательной нагрузки

Расписание НОД

В

неделю

В год

День недели

Время проведения

Старшая подгруппа

        20-25мин

1

36

вторник

15.30-15.55

Подготовительная подгруппа

25-30мин

1

36

вторник

15.30-16.00

Требование к развивающей предметно-пространственной среде

При  реализации  программы  «Путешествие по Кузбассу»    организация

развивающей  предметно-пространственной  среды  осуществляется  в

соответствии  с   ФГОС  ДО.    Развивающая  предметно-пространственная  среда содержательно-насыщенна,  трансформируема,  полифункциональна,

вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность  среды  соответствует  возрастным  возможностям  детей  и

содержанию Программы.

Образовательное  пространство   оснащено  средствами  обучения  и

воспитания  (в  том  числе  техническими),  соответствующими  материалами,  в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организовано  образовательное  пространство  и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря, которое обеспечивает:

  • игровую, познавательную, творческую активность всех воспитанников;
  • двигательную  активность,  в  том  числе  развитие  крупной  и  мелкой
  • моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Учебный план

№ п\п

Название раздела

Всего НОД

Из них

Теория

Практика

1

Моя семья, мое село

4

2

2

2

История возникновения Кузбасса

4

2

2

3

Народы, живущие в Кузбассе

4

2

2

4

Природа Кузбасса

4

2

2

5

Традиции и обычаи

4

2

2

6

История промышленности Кузбасса

4

2

2

7

Семь чудес Кузбасса

4

2

2

8

Я родом из Кузбасса

4

-

4

9

Кузбасс в годы ВОВ: подвиги земляков

4

2

2

итого

36

16

20

Учебно-тематический план

Месяц

Название раздела, тема

Количество

 НОД всего

Из них

теория

практика

Сентябрь

Моя семья, мое село

4

1 неделя

Моя семья

1

2 неделя

Родословная моей семьи

1

3 неделя

Родное село - Горскино

1

4 неделя

Экскурсия к достопримечательностям  села

1

Октябрь

История возникновения Кузбасса

4

1-2 неделя

Кузбасс – малая Родина

1

1

3-4 неделя

Кемерово – столица Кузбасса

1

1

Ноябрь

Народы, живущие в Кузбассе

4

1-2 неделя

Национальности-шорцы, русские, телеуты

1

1

3-4 неделя

Быт, жилище коренных народов Кузбасса

1

1

Декабрь

Природа Кузбасса

4

1-2 неделя

Лес – наше богатство. Сбережём леса для потомков.

1

1

3-4 неделя

Красная книга Кузбасса

1

1

Январь

Традиции и обычаи

4

1 неделя

Обычаи, обряды

1

2 неделя

Праздники (песни, танцы, костюмы)

1

3 неделя

 Фольклор

1

4 неделя

Народные игры

1

Февраль

История промышленности Кузбасса

4

1-2 неделя

Полезные ископаемые родного края

1

1

3-4 неделя

Уголь – черное золото Кузбасса

1

1

Март

Семь чудес Кузбасса

4

1 неделя

Памятник природы «Поднебесные зубья» Памятник наскального искусства «Томская писаница»

0,5

0,5

2 неделя

Монумент «Память шахтѐрам Кузбасса»

0,5

0,5

3 неделя

Памятник истории и архитектуры «Кузнецкая крепость»

0,5

0,5

4 неделя

Памятник природы «Азасская пещера» Скульптура «Золотая Шория»

0,5

0,5

Апрель

Я родом из Кузбасса

4

1 неделя

Квест игра «Здесь избы и улусы»

1

2 неделя

Конкурс чтецов «Я горжусь тобой, Кузбасс»;

1

3 неделя

Выставка Рисунков «Я - маленький Кузбассовец» 

1

4 неделя

Викторина «История и культура края - Кузбасса» (с родителями)

1

Май

Кузбасс в годы ВОВ: подвиги земляков

4

1 неделя

Герои Великой Отечественной Войны

0,5

0,5

2 неделя

Труженики тыла

0,5

0,5

3 неделя

Дети Великой Отечественной Войны

0,5

0,5

4 неделя

Бессмертный полк Кузбасса

0,5

0,5

Содержание программы

Моя семья, мое село

Дать  представление  о  членах  своей  семьи,  о  родословной  семьи.

Знакомить с понятием «родня», «традиции». Способствовать формированию этических эталонов поведения в семье, потребности радовать своих близких добрыми делами.

Творческая мастерская «Моя родословная». Рассматривание альбомов и обсуждение с детьми семейных фотографий, рассказ о семье.  Составление «Генеалогического древа».

Познакомить  с  историей  села  Горскино,  его  достопримечательностями, трудом сельских тружеников.  Познакомить детей,  с тем что  село было образовано в 1727 году и названо так по фамилии крестьян Горскиных. Крестьяне-переселенцы занимались земледелием, животноводством, вывозили пшеницу, мёд, кедровые орехи. В нашем селе, 3 декабря 1923 года было принято решение о строительстве в Горскино гидроэлектростанции. Строительные работы были закончены к марту 1925 года и 8 марта был подан свет в 2888 домов крестьян. В 1927 году Горскинская  ГЭС уже обслуживала 8 деревень в радиусе 9 км с населением свыше 10000 человек. К 1929 году образовались пять колхозов. После проведения новой линии от Беловской ГРЭС электростанция потеряла своё значение и была закрыта.

История возникновения Кузбасса

Знакомить    детей  с  историей  возникновения  Кузбасса  и  рассказать  о

походе Ермака в Сибирь. Познакомить с тем, что в 1721 году рудоискатель Михайло Волков нашел  в  районе  Верхотомского  острога  (нынешняя  Красная  горка  в  Кемерово) «горелую гору  20  сажень» (более 40 метров) высотою.  Рассказать детям о том,  что Михайло Волков вошѐл в историю Кузбасса   как первооткрыватель запасов каменного угля в Кузнецком крае. Рассказать  воспитанникам  о  том,  когда    образовалась  Кемеровская  область со столицей в городе Кемерово.

Рассказать  о  том,  почему  наш  край  называют  Кузбассом.  Дать  понятие

почему  наша   малая  Родина  носит  еще  несколько  названий:  Кемеровская

область, Кузбасский регион, земля Кузнецкая.

Народы, живущие в Кузбассе

Познакомить  с  народностями  Кузбасса.  Рассказать  о  народах,  живущих

на территории Кузбасса с давних времен (телеуты, шорцы, сибирские татары).

Рассказать,  что  наш  родной  край  –  Кузбасс  населяют  люди  разных

национальностей,  у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и

архитектура,  каждый  народ  талантлив  и  богат  умельцами,  музыкантами,

художниками и т. д.    Расширить знания детей о назначении предметов быта,

одежды коренных народов Сибири.

Традиции и обычаи

Познакомить с обычаями и обрядами, народными праздниками и играми,

фольклором  жителей  Кузбасса.  Дать  представление   о  обереговой  культуре

предков. Знакомить детей с образцами  народного поэтического фольклора.

История промышленности Кузбасса

Познакомить  с историей  300  –летия  промышленного освоения Кузбасса,

историей добычи каменного угля и полезных ископаемых.

Рассказать  о  том,  что  Кузбасс  –  это  Кузнецкий  угольный  бассейн,  о

самых  крупных  месторождениях  угля.  О  том,  что  первым  обнаружил уголь

исследователь Михайло Волков,  во время своего путешествия по реке Томь он

увидел «горелую гору». Познакомить с профессией шахтѐра, рассказать о том, что добыча   угля  –тяжелый и опасный труд.

Семь чудес Кузбасса

Дать  представление  о  достопримечательностях,  вошедших  в  семерку

чудес Кузбасса:

1. Поднебесные Зубья

2. Музей-заповедник «Томская Писаница»

3. Кузнецкая крепость

4. Азасская пещера

5. Скульптура «Золотая Шория»

6. Монумент «Память шахтерам Кузбасса»

Я родом из Кузбасса

Используя такие формы работы, как  Квест игра «Здесь избы и улусы», Конкурс чтецов «Я горжусь тобой, Кузбасс»; Выставка Рисунков «Я - маленький Кузбассовец», Викторина «История и культура края - Кузбасса» (с родителями),  обобщить полученные знания о Кузбассе

Кузбасс в годы ВОВ: подвиги земляков

Рассказать  о  вкладе  жителей   Кузбасса   в  победу  в

Великой  Отечественной  Войне  (воины  и  труженики  тыла).  Продолжать

знакомить детей с подвигами героев земляков во время Великой Отечественной

войны. Способствовать формированию представления детей о том, что только

вместе можно было одержать победу в борьбе со страшным врагом.

Диагностический инструментарий

Оценка  результативности  программы  осуществляется  с  помощью

диагностического  инструментария. Состоящего из разделов

  1. Моя семья, мое село
  2. История Кузбасса

Проводится два раза в год: сентябрь, май

Используются методы: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

п\п

Фи ребенка

Моя семья,  мое село

История Кузбасса

Перечисли членов своей семьи

Назови ФИО родителей.

Назови малую Родину.

Назови свой домашний адрес.

Перечисли достопримечательности нашего села

Как называется наша область, край?

Назови столицу нашей области

Найди среди предложенных  флаг и герб нашей области

Назови животных нашего края

Назови коренных жителей Кузбасса

Перечисли достопримечательности нашего села

Назови главное полезное ископаемое Кузбасса.

1

Информационно-методическое обеспечение

 1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.

 2. Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. Ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] Методическое пособие/ Под ред. А.М. Виноградовой. – М., Мозаика – Синтез – 1991.С.50-53.

 4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] журнал «Дошкольное воспитание» /. N 1. – 2004. – С. 60 – 68.

5. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. [Текст]: Методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2007. С. 224.

6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-ПискареваН.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. С. 136.

 7. Родной край [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада/ Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение. 1985. С. 238.

8. Свербиева В.Н. С любовью к малой Родине [Текст] журнал «Воспитатель»/ №10 – 2010.С. 22-27

 9. Хурда Т.А., Ситникова Л.А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст] журнал Воспитатель/ № 7 – 2010. С.25-28

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. С. 32.

Электронные образовательные и информационные ресурсы         

1. Кемеровская виртуальная детская библиотека childlib.info 25

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ 

3. Литература, история, культура Кузбасса lik-kuzbassa.narod.ru

4. О Кемеровской области kemoblast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике  «Липунюшка»...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"

                Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском сад...