Системно-деятельностный подход на музыкальных занятиях
статья

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_muz._zanyatiyah.docx22.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении – одна из методологических основ ФГОС ДО второго поколения.

Следуя определению, «системно-деятельностный подход — это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности воспитанников».

Современное содержание образования требует технологий, приемов и методов, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка. Таким образом, деятельностный подход становится востребованным в образовательном процессе в ДОУ.

Одним из дидактических принципов системно-деятельностного подхода является принцип творчества. Развитие творческих способностей ребенка содействует его дальнейшему успешному обучению. Творческие качества, в свою очередь, активно формируются на занятиях эстетического цикла, где дети учатся воспринимать прекрасное в окружающем их мире, в произведениях искусства, в музыке. Особое место в пробуждении чувства прекрасного в человеке, конечно, занимает искусство, а в системе дошкольного образования — это музыкальные занятия.

Музыкальная деятельность наиболее полно раскрывает основные психологические качества ребенка (память, мышление, воображение, интеллектуальные способности), влияет на эмоциональную сферу (развитие эмоционального интеллекта, познание душевных переживаний через музыкальные произведения). Музыкальный руководитель развивает музыкальные способности воспитанников, обучает детей необходимым навыкам и умениям, которые они смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье, формирует основы музыкального вкуса у воспитанников.

Подбор соответствующего репертуара (народная музыка, произведения отечественных и зарубежных композиторов) воспитывает у ребенка любовь к родному краю, чувство гордости за историю своей страны, веру в свои силы.

Согласно указаниям ФГОС для ребенка дошкольных лет приемлемы следующие виды музыкальной деятельности:

  • В раннем возрасте (1 год-3 года) – восприятие смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность;
  • Для детей от 3 лет до 8 лет - восприятие и понимание смысла музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Опираясь на системно-деятельностный подход, методисты рекомендуют следующие методы и приемы для конструирования музыкального занятия:

  1. Метод фонопедических упражнений (формирование певческо-исполнительских навыков)
  2. Музицирование (знакомство с элементами музыкальных норм, правила создания и исполнения музыки)
  3. Музыкальный театр (делает музыку «зримой» для ребенка)
  4. Пластическое интонирование (выявление сходства и различия музыкальных произведений, сопоставление музыки с другими произведениями искусства, отражение звучания музыки в движении)
  5. Метод импровизации (проявление исполнительских умений, развитие воображения)
  6. Музыкальная викторина

Через предлагаемые приемы и методы познания музыки, ребенок знакомится с музыкальным искусством, а через него и с окружающим миром. Педагогу же необходимо поставить деятельность так, чтобы у воспитанников возник интерес к занятиям, для чего нужно создать проблемную ситуацию. На этом этапе создается и ситуация успеха для каждого ребенка. Все перечисленное, как и создание психологического комфорта на музыкальных занятиях, - стороны системно- деятельностного подхода.

Музыка может сопровождать разные занятия: изобразительное, физкультурное, по развитию речи, например при рассказывании сказки.  Но при этом важно, чтобы музыка не нарушала единства сказочного образа. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры («Теремок», «Гуси-лебеди»). Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о наступающем празднике, о временах года, о Родине)

В работе над развитием речи музыкальные занятия также играют не последнюю роль.  Например, правильному произношению и устранению дефектов речи способствует пение.

Музыка, рекомендуемая музыкальным руководителем, может включаться воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, что вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства. Методисты рекомендуют чаще использовать народные песни, прибаутки. Их яркая образность помогает лучше воздействовать на поведение ребенка.

Примерное расписание звучания фоновой музыки:

7.30 –8.00 -Радостно-спокойный

8.40 –9.00 -Уверенный, активный

12.20 –12.40 -Умиротворённый, нежный

15.00 –15.15 -Оптимистично-просветлённый, спокойный

Одним из способов реализации системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях является организация праздников. На празднике воспитанники получают возможность активно проявить себя.  Атмосфера самого праздника и подготовки к нему оказывает благотворное влияние на эстетическое воспитание ребенка:

  • дети узнают новое, а также закрепляют уже полученные знания
  • у детей развивается чувство ответственности, самостоятельности, воспитывается чувство взаимопомощи
  • совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем
  • в танцах, театрализации развиваются творческие способности детей

Подготовка к празднику проводится без спешки для того, чтобы у детей была возможность усвоить материал.

Музыкальный руководитель отбирает и разучивает с детьми музыкальный материал, проводит занятия с группами или отдельными детьми, настраивает детей на выразительное исполнение, отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, принимает участие в оформлении музыкального зала, в изготовлении костюмов, декораций.

В методической литературе рекомендуются следующие этапы подготовки к празднику:

1 –предварительное планирование.

2 –работа над сценарием.

3–предварительное знакомство детей с праздником.

4 –репетиции.

5 –проведение праздника.

6 –подведение итогов.

7 –последействие праздника

На всех этих этапах необходимо тесное сотрудничество ведущего, воспитателей, музыкального руководителя, которое позволит сделать праздники интересными, нацеленными не только на развлечение, но и на творческое и личностное развитие детей.

Успешное применение системно-деятельностного подхода в работе музыкального руководителя позволяет добиться цели и задач, сформировать предусмотренные программой умения и навыки и в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.


Список использованной литературы:

1.Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка».    М.: Просвещение, 1968.

2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко И. М.   «Методика

музыкального воспитания». –М., 1998.

           3.Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития

детей младшего возраста». –М., 2000.

4.Зацепина М.Б. «Реализация программы воспитания и обучения

в детском саду».  Музыкальный руководитель. –2007. -

No8.

5. Метлов Н.А., Музыка -детям: «Пособие для воспитателя и

музыкального руководителя детского сада». -М., 1985.

6.Васильева М. А., Гербова В.В., Комарова Т. С.  «Программа

воспитания и обучения в детском саду» –М., 2005.

7. Тарасова К. В.  «Музыкальная работа и руководство ею в

дошкольном учреждении», Музыкальный руководитель. -2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с применением системно - деятельностного подхода. Тема занятия: «Трудолюбивые пчёлки» по предмету: «Ознакомление с окружающим миром» проводится с детьми второй младшей группы.

Цель:  учить детей отвечать на вопросы;учить правильно произносить звуки (ж, з);развивать речь детей;воспитывать любознательность, доброе отношение к насекомым;Осмысливание уже известных знаний.З...

Инновационные подходы к музыкальным занятиям с детьми ОВЗ

Использование инновационных методов и приемов как условие эффективного усвоения задач музыкального воспитания детьми с ОВЗ....

Консультация "Личностно-ориентированный подход на музыкальных занятиях".

Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарт...

Сказки с элемнтами ОРФ-подхода на музыкальных занятиях

Игры-сказки Карла Орфа Игры, сказки с использованием  методики Карла Орфа:1. ПРИШЛА ВЕСНА 1 мин 40 сек.Серёжу разбудили яркие солнечные лучи. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКАУра - о...