« Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности».
статья

Людмила Васильевна Михальчук

 

                « Задачи  эстетического  воспитания   в музыкальной  деятельности».

 Художественно – эстетическое  развитие предполагает  развитие предпосылок целостно –

смыслового  восприятия и понимания  произведений искусства ( словесного,  музыкального,  изобразительного),  мира природы,  становление эстетического  отношения к окружающему миру; формирование элементарных  представлений  о видах искусства;  восприятие музыки,

 худ.литературы,  фольклора,  стимулирование сопереживания персонажам  худ. произведений,

реализацию самостоятельной   творческой деятельности детей 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

        « Задачи  эстетического  воспитания   в музыкальной  деятельности».

 Художественно – эстетическое  развитие предполагает  развитие предпосылок целостно –

смыслового  восприятия и понимания  произведений искусства ( словесного,  музыкального,  изобразительного),  мира природы,  становление эстетического  отношения к окружающему миру; формирование элементарных  представлений  о видах искусства;  восприятие музыки,

 худ.литературы,  фольклора,  стимулирование сопереживания персонажам  худ. произведений,

реализацию самостоятельной   творческой деятельности детей (   музыкальной,  изобразит.,  конструктивно – модельной и др.

  Основными    задачами   эстетического   воспитания  являются:   формирование  интереса  к эстетической  стороне  окружающей  действительности,  эстетического   отношения   к предметам  и явлениям  окружающего  мира, произведениям искусства;  развитие  эстетических  чувств детей, эмоциональной  восприимчивости, отклика на  лит., муз . произведения,  воспитание интереса  к  худ – творческой  деятельности,   а через  искусство  воспитание  и преображение личности

 во всех аспектах человеческой природы.: многогранность, широту  интересов,  желание

заниматься самим искусством и преобразовывать  жизнь по законам красоты.

  Всем известное крылатое выражение  А. Чехова,  как нельзя  лучше,  отражает  смысл и значение искусства:   В человеке всё  должно быть прекрасно : и душа,  и тело,  мысли!

 Всё,  что гармонично  и есть  эстетика, и есть   красота.  « Гармония – суть  мироздания». (  А. С. Пушкин). Каждый из видов искусства вносит  свою лепту в это понятие.

 Человек,  занимающийся   спортом, всегда гармоничен. Так же и в любом   другом виде деятельности:  всё,  что в меру – эстетично,  всё,  что   чрезмерно – уродливо.

 Человек  рождается ,  и жизнь начинает  откладывать на нём свои отпечатки.

 Обучение   различным  видам искусств,  и в том числе  музыки,  начинается  с  детства.

  Самым сложным из всех видов искусств   является музыка. Её  нельзя  ощутить,

 потрогать,  увидеть  зрительно. Она,  суть,  явление  внутреннего  зрения , воображения.

 С музыкой ребёнок  может сталкиваться  уже  в утробе матери, когда  она,  напевая или наигрывая,   поёт песню,  ребёнок  уже  прислушивается к звукам, по исследованиям психолога  Теплова и др.

 И мы можем  сказать,  что  первым   человеком,  приобщающим  ребёнка  к миру   искусства  и музыки,  а также,  музыки, является  мать.

 В дошкольном  возрасте  ребёнок  начинает уже  систематически  приобщаться  к музыке  на музыкальных  занятиях по определённой программе,  но музыка не перестаёт    звучать вокруг ребёнка  и вне занятий. Он слышит её  дома, в гостях, в театре, на улице,   по  телевизору  и  т. д,

 Поэтому  очень важно  дать ребёнку    правильные  эстетические  установки,  образцы  лучшей  музыки, которые  действительно  приобщат  его  к  миру  искусства  и разовьют в нём  гармоничного,  широко  образованного  человека,  способного преобразить  этот  мир.

  Музыка  развивает чувства,  интуицию,  способствует    углублённому отношению  к себе и к окружающей  действительности.

 Существуют  различные  методы  и проёмы              вовлечения  детей  в  мир музыки. Это и

  дидактические пособия,  альбомы, картинки,   использование  художественного слова

 в стихах  замечательных   русских поэтов : А С. Пушкина,   А.  Фета,  С. Есенина, А. Плещеева,

 М. Лермонтова.  Например,    перевод   стих. Гёте  Лермонтова:

         « Горные вершины спят во тьме ночной,

 Тихие  долины полны свежей мглой,

 Не пылит дорога, не дрожат листы,

 Подожди немного …

 Отдохнёшь  и ты».

 Какая музыка  в этом   коротеньком  гениальном  стихотворении!

 Много стихов   написано и специально для детей:, например,  у  Л. Мея:

        « Лето красное, росы студёные ,

         Изумрудом  все листья  свечёные.

         По кустам, по ветвям     потянулися

         Паутинки  серебряной проволокой….

 Но какие бы  мы методы  и приёмы  не использовали,  главное  условие

 действенного  воздействия  на ребёнка – это  само качество  музыки.

 Она должна представлять    собой  высокохудожественное произведение,

 только  тогда она сможет выполнить  своё  предназначение:  формирование  эстетического   отношения  к   окружающему миру. На музыкальных занятиях ребёнок  поёт, слушает  музыку,

  танцует,  играет.  Каждый из видов музыкальной деятельности даёт ему возможность более углублённо  вникнуть  в суть музыки. Это  необходимое условие для  того, чтобы музыка потом могла  воздействовать  на ребёнка и преобразовать его внутренний мир.  Музыку нужно учиться понимать.  Ещё одним    необходимым условием    прообщения  детей к миру музыки ,  является

 эмоциональность   самого музыкального  руководителя, умеющего донести до детей

     смысл  и содержание музык в ненавязчивой форме интересно и ярко.

     Слова   И. Олениной   изстих « Жаворонок»  прекрасно раскрывают значение  музыки в эстетическом развитии ребёнка.

«  Как щедро льются эти звуки из необъятной вышины .

 Я к ним протягиваю руки,  ладони музыкой полны.

 Замрёт на миг и снова льётся живая, звонкая  струя,

 И солнце ласково смеётся, и дышит радостно земля.

 И дышит радостно земля.

 Завидую самозабвенью неутомимого  певца

 И у него учусь   уменью  и петь,   и радовать сердца.